Светлана Дремлюга
Родителям о ребенке среднего дошкольного возраста. Психологический портрет
▼ Скачать + Заказать документы
Четырехлетний ребенок часто задает вопрос : «Почему?» Ему становятся интересны внутренние связи явлений и, прежде всего, причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей. Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения, постарайтесь сформулировать мысль как можно лаконичнее. Для четырехлетнего ребенка иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос «Почему молния?» достаточно ответить: «Тучи столкнулись друг с другом», не вводя абстрактное понятие «статическое электричество». Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию.
Публикация «Родителям о ребенке среднего дошкольного возраста, Психологический портрет» размещена в разделах
Дети пробуют строить и первые собственные умозаключения. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребенка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребенка рассуждать и думать. Проявляйте серьезное уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.
Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребенок именно около четырех лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные «миры» — например, замок принцессы, саму принцессу, события, волшебников и т. п.
Отметим, что игра в бытовую ситуацию (поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи) воспроизводит опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра, в основе которой лежит волшебный сюжет, требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. В этом смысле они не заменяют друг друга.
Сюжеты игр детей отражают их собственный опыт, а также черпаются из литературы и телевизионных фильмов и программ, поэтому они постоянно меняются.
Мышление ребенка после четырех лет постепенно становится речевым. Если у малыша мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в практическую деятельность, теперь он протекает уже преимущественно в уме. Ведущим в этом процессе оказывается воображение.
Совершенствуется способность классифицировать. Основанием для классификации теперь может стать не только воспринимаемый признак предмета, но и такие сложные качества, как «может летать», «может плавать», «работает от электричества» и т. п.
Сформирована операция сериации — построения возрастающего или убывающего упорядоченного ряда (например, по размеру).
Ребенок активно осваивает операцию счета в пределах первого десятка.
Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам — буквам и цифрам. Начинает развиваться знаково-символическая функция.
Ребята могут находить простейшие закономерности в построении упорядоченного ряда (например, чередование бусин по размеру или цвету, форме) и продолжать ряды в соответствии с ними.
Развиваются и совершенствуются представления о пространстве и времени.
Это открывает новые возможности, как в познавательной деятельности, так и для самостоятельной организации детьми совместной деятельности со сверстниками, в первую очередь игры.
Значительно увеличивается значение речи как способа передачи детям взрослыми разнообразной информации. Рассказ становится эффективным способом расширения кругозора детей наряду с практическим наблюдением и экспериментированием, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте.
Уделяйте достаточно времени познавательным беседам со своим ребенком. Начинайте читать ему не только художественную, но и познавательную литературу.
Эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными. Если у ребенка нет актуальных причин для переживаний, четырехлетка — жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа. Дети не так быстро и резко утомляются, они становятся более психически выносливы (что связано, в том числе и с возрастающей физической выносливостью). Их настроение меньше зависит от состояния организма и более стабильно.
В этом возрасте у ребенка появляется принципиально новая способность: сопереживать вымышленным персонажам, например героям сказок. Эта способность требует умения представить во внутреннем плане, в себе те душевные состояния, чувства, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека. Следовательно, художественные образы развивают у ребенка способность в принципе сопереживать чувствам другого человека. Это возраст, к ко-торому применима фраза А. С. Пушкина: «Над вымыслом слезами обольюсь.»
Эмоциональное состояние отрывается от состояния тела ребенка. Теперь главными источниками эмоций становятся жизненные ситуации, система взаимоотношений, в которую попадает человек. Это любовь и вражда, справедливость и несправедливость и т. д.
Эта возникающая чувствительность к состоянию другого отражается и в играх ребят. Они теперь воспроизводят не игровые действия, а игровые ситуации, в которых всегда есть какие-то переживания. Речь детей обретает интонационное выразительное богатство, в ней появляются различные оттенки. Разнообразные позы, жесты, мимика передают разнообразные эмоции персонажа, которого изображает ребенок.
Этот возраст подготавливает возникающую в пять лет способность осознавать и контролировать собственные эмоциональные состояния и реакции.
К четырем годам речь ребенка уже в основном сформирована как средство общения и становится средством выражения его мыслей и рассуждений.
Подготовила: воспитатель первой категории
С. В. Дремлюга