Тегза Татьяна
Инновационные подходы к оказанию логопедической помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3-х лет
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед
Тегза Татьяна Анатольевна
Инновационные подходы к оказанию логопедической помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3-х лет, а также с особыми образовательными потребностями.
Публикация «Инновационные подходы к оказанию логопедической помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3-х лет» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Моя деятельность, как учителя-логопеда консультационного центра, ориентирована на родителей (законных представителей) и детей, неохваченных логопедической помощью.
Цели, задачи и функции моей работы
представлены на слайде.
Пересмотрев подходы к организации и содержанию образовательного процесса для детей с нарушениями речевого развития, рассматриваю диагностику, коррекцию и профилактику не только в отношении речевых дефектов ребенка, но и связанных с ними недостатков развития психических функций. Системность наблюдений за развитием ребенка, индивидуализация воспитания, совместная работа специалистов и родителей – вот главные принципы, обеспечивающие успешность коррекционно-образовательного процесса.
Для организации разносторонней работы с детьми и их родителями в своей работе широко использую интерактивные развивающие программы, направленные на развитие речи. Данные программы могут использоваться родителями самостоятельно. С некоторыми из них я хочу вас сегодня познакомить.
• Диагностический комплект логопедического обследования Акименко Валентины Михайловны.
Данное программное обеспечение реализует методику оценки уровня речевого развития, анализ результатов дает возможность составить схему индивидуальной коррекционной работы.
В методическом пособии к нему содержится детальное описание процедуры логопедического обследования детей и рекомендации по оценке показателей. Изложены алгоритмы расчетов и интерпретация полученных результатов по уровням логопедического развития. Уровневый подход существенно упрощает механизм обследования и постановку логопедического заключения. Пособие включает описание разработанных таблиц фиксации результатов, использование которых зрительно упрощает отчетность специалиста и позволяет проследить динамику коррекционной работы;
Программное обеспечение предоставляет возможность по результатам проведенного обследования получить заполненные речевые карты на детей, наглядно демонстрирует динамику показателей индивидуально для каждого ребенка.
Программа позволяет существенно сократить время при составлении отчетов по группам, дает возможность экспортировать данные в текстовом и табличном виде.
Программно-дидактический комплекс «ЛОГОМЕР 2» является принципиально новым продуктом на российском образовательном рынке. Его содержание полностью отвечает требованиям времени и федеральным образовательным стандартам дошкольного образованияпо речевому развитию детей. Программно-дидактический комплекс «ЛОГОМЕР 2» работает автономно на компьютере, не требуя подключения к сети интернет. Игры и упражнения комплекса удобны в работе на интерактивной доске.
Все 90 игр и упражнений комплекса «ЛОГОМЕР 2» обеспечивают возможность выбора: применять игры на этапе знакомства с ребенком, в процессе диагностики или использовать их на индивидуальных, фронтальных занятиях, повышая мотивацию детей к учебно-игровой деятельности.
Игры и упражнения комплекса:
o Формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;
o Создают ситуацию успеха и достижения цели;
o Стимулируют познавательное речевое развитие детей.
Игры разделены по рубрикам.
1. Дыхание. Воздушная струя (8 игр).
2. Фонематический слух, звуко-буквенный анализ (12 игр).
3. Неречевой слух (7 игр).
4. Звукоподражание (4 игры).
5. Грамматический строй (6 игр).
6. Слоговая структура слова (5 игр).
7. Звукопроизношение (16 игр).
8. Связная речь (6 игр).
9. Моторика (3 игры).
10. Логика и внимание (9 игр).
11. Лексика (13 игр).
12. Интерактивная артикуляционная гимнастика - набор из 27 анимированных картинок с озвученными стихами и поясняющими текстами.
13. Интерактивная программа «Конструктор картинок 2», позволяющая создавать на экране любые картинки, схемы. Сюжеты и игры.
Комплекс дополнен набором печатных материалов от компании МЕРСИБО.
• Интерактивные развивающие пособия для индивидуальных занятий взрослых с детьми :
«Говорящие картинки». Упражнения направлены на развитие слухового и зрительного восприятия, слуховой памяти,улучшение артикуляции, развитие речи и расширение словарного запаса и кругозора детей.
Упражнения скомпонованы по темам:
1. Звуки животных. Направлены на отработку
2. Музыкальные инструменты произношения. На экранах
3. Звуки транспорта представлены различные предметы
4. Звуки дома (явления) и звуки,
5. Звуки природы характерные для этих предметов.
6. Цвета и их названия. Направлены на расширение
7. Расположение предметов словарного запаса и отработку
8. Антонимы произношения.
9. Инопланетяне -- направлена на развитие
коммуникативных навыков
Следующий сборник игр «Смотри и говори» направлен на расширение и закрепление словарного запаса детей, улучшение произношения и развитие коммуникативных способностей.
Основное содержание программы - это наглядный словарь, включающий около 700 слов. Слова сгруппированы в тематические блоки, преимущественно связанные с лексическими темами. Часть тематических блоков посвящена различным частям речи. В каждом тематическом блоке есть два раздела: «Слова и выражения» и «Упражнения».
В разделе «Слова и выражения словарная работа предполагает рассматривание иллюстрации, прослушивание аудиозаписи (название предмета или часть речи, проговаривание слова, запись и воспроизведение голоса ребенка. Каждый экран сопровождается видеоматериалами, расширяющими возможности использования программы для коррекционных занятий. На видео можно просмотреть движения губ при произнесении слова и побуквенное представление слова на языке жестов.
В разделе «Упражнения» задания направлены на закрепление словарного запаса ребенка по выбранной теме, а также способствуют развитию внимания, памяти, логики, слухового и зрительно-пространственного восприятия.
Кроме того предложены оценочные листы по различным темам, родители могут самостоятельно провести анализ знаний своего ребенка.
«Шаг за шагом» позволяет организовать мониторинг достижений детей с учетом их индивидуальных особенностей на основе четко разработанных критериев по всем важнейшим сферам развития дошкольников. Программа включает четыре приложения с развивающими заданиями: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Каждое приложение содержит задания, скомпонованные по следующим направлениям:
- связная речь;
- зрительное восприятие;
- слуховое восприятие;
- зрение, слух, координация;
- графические навыки;
- математические представления;
- представления об окружающем мире;
- пространственные представления;
- мышление;
- социализация.
«Игры со словами». Разнообразные упражнения направлены на расширение словарного запаса и развитие связной речи. Слухового восприятия, внимания, памяти, формирования навыков установления причинно-следственных связей.
Упражнения скомпонованы по темам: «Названия предметов», «Эмоции», «Ориентирование на клетке», «Существительные», «Глаголы», «Прилагательные», «Сложные инструкции», «Антонимы», «Цветные предметы», «Предложения», «Последовательность событий», «Мини диалоги», «Открытки».
На консультационном центре я рекомендую родителям, наряду с традиционными материалами, использовать интерактивные игры и пособия при взаимодействии с детьми. При необходимости, обучаю работе с ними.
Помимо этого приобретен Игровой набор «Дары Фрёбеля». Игры, предлагаемые в пособии для решения всех образовательных областей, способствуют развитию речевых навыков, а в комплекте образовательная область «Речевое развитие» представлены игры, которые специально развивают именно средства общения. Карточки с играми являются адаптированным вариантом идей Фрёбеля при реализации задач образовательной области «Речевое развитие». (наборы 1-12)
Универсальные игровые комплексы Вячеслава Вадимовича Воскобовича способствуют развитию детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья.
С помощью сказочного пространства «Фиолетовый лес» ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений. Развивающий комплекс «Фиолетовый лес» обеспечивает возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста, двигательной и речевой активности детей. Он удобен в использовании, благодаря большому количеству съемных элементов, входящих в комплект, позволяет организовывать разнообразные игры и упражнения в коррекционно-развивающей работе, что способствует решению многих задач в развитии детей с особыми образовательными потребностями, а также способствует стимулированию игровой, речевой и познавательной активности детей.
Работая с детьми с особыми образовательными потребностями использую игровой комплект «Коврограф Ларчик» который позволяет выполнять интересные и эффективные упражнения, направленные на речевое развитие, способствует развитию мелкой моторики, ориентировки в пространстве.
Инновационные подходы к оказанию логопедической помощи родителям в рамках консультационного центра способствуют повышению педагогических знаний родителей (законных представителей, побуждает их к более тесному сотрудничеству с педагогами и взаимодействию с детьми, что в свою очередь позволяет уменьшить сроки логопедического воздействия на ребенка, т. к. способствуют повышению детской мотивации к исправлению речевых нарушений.