Приложение МААМ

Родители-главный авторитет и пример в духовно-нравственном воспитании ребенка

Вера Пантыкина
Родители-главный авторитет и пример в духовно-нравственном воспитании ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Свое выступление я хотела бы начать с притчи. Это произошло давным – давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках». Неважно, кем сказаны эти слова, важно, что сказаны для многих из нас, забывших, откуда мы родом. Именно детский, жизненный опыт эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и в Себе делает нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки и их поступков, объяснения их целей, неудач и побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно почаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них отражения наших неверных поступков. Вот почему почаще надо обращаться к своему ребенку, чтобы проверить, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому Любовь, Справедливость, Доброта, Понимание. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. 26-й год я работаю воспитателем в детском саду. Общаясь с коллективом детей, считаю, что главное в работе педагога– воспитать духовно-нравственного человека. Формирование нравственности начинается с малого возраста – в семье, в группе детского сада, в стенах школы. И мы, взрослые, родители, педагоги ответственны за то, каким человеком выйдет в жизнь каждый ребенок. Подтверждают эту мысль замечательные слова В. А Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребенок».

Публикация «Родители-главный авторитет и пример в духовно-нравственном воспитании ребенка» размещена в разделах

Народная мудрость гласит: «Воспитывать ребенка надо пока он лежит поперек лавки». Поэтому именно в семье закладываются основы воспитания. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки воспитателя не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участия в жизни ребенка. По данным многочисленных социологических опросов около 8 % педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Некоторые родители считают своей обязанностью одеть и накормить ребенка, а все остальное за них сделает детский сад, школа. К сожалению, в современном мире, когда родители «слишком заняты», это не такая редкость. Попав в ножницы между детским садом, школой и семьей, дети вынуждены приспосабливаться.

Прежде чем начать работать с детьми по духовно-нравственному воспитанию, педагог должен провести работу с родителями, объяснив им необходимость плотного сотрудничества с дошкольным образованием. Возможно, что педагогу придется в первую очередь воспитывать родителей. Чем серьезнее они будут подходить ко всем вопросам жизни своего ребенка, тем больших результатов достигнет каждый ребенок в целом. Педагог должен не только давать советы и рекомендации по воспитанию, но и предупреждать возможные ошибки.

Задача каждого педагога – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно для детей дошкольного возраста.

Чем больше уделяют родители времени своему ребенку, тем больше у них шансов получить любовь и заботу от взрослых детей. В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества своего малыша. Защиту своего ребенка они ставят на первое место, не обращая внимание на то, прав ребенок или нет. Иногда напротив, родители совершенно отстраняются от проблем своего ребенка и не принимают активного участия в его жизни. Главным направлением в организации сотрудничества воспитателя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к дошкольному образовательно-воспитательному пространству. В планировании воспитательной работы, я стараюсь уделять больше внимания участию самих родителей в мероприятиях группы.

Я в свою работу включаю разные совместные мероприятия, которые помогают родителям лучше понять своих детей, любить и уважать ребенка как личность, развивать его творческие способности и как можно больше времени проводить с семьей.

Работу по воспитанию духовной культуры, любви к Богу я строю на основе приобщении, как родителей, так и детей, это:

- обсуждение положительных примеров из литературы, жизни современников;

- экскурсии в музеи;

- просмотр кино и видеофильмов, репродукций картин на библейскую тематику;

- прослушивание духовной музыки;

- проведение уроков добра и красоты;

- путешествие в Страну Милосердия.

Самая ответственная часть в воспитании не та, когда мы стараемся вложить, что-то свое в наших детей, научить их тому, что мы считаем важным, а когда мы бережно с любовью и уважением стараемся способствовать росту талантов, вложенных Богом в наших детей. Часто дети задают своим родителям вопросы, на которые родители затрудняются ответить. Например : «Для чего я родился, «Кто первый появился на земле?», «Что такое добро и что такое зло?», «Что такое причастие?». Поэтому родители стали интересоваться и проявлять любознательность, искать ответы на вопросы детей, вместе с детьми размышляют и делают выводы. В этот период задача педагога помочь найти правильные ответы для родителей, просветить их.

Я предлагаю папам разные формы работы - беседы за круглым столом, оформляю памятки, папки – передвижки, приглашаю на занятия, провожу индивидуальную работу. Подготовила ряд консультаций: «Духовно – нравственное воспитание детей», «О значении поста в жизни детей».

В группе регулярно проводятся различные конкурсы на изготовление поделок детей совместно с родителями, а так же выставки рисунков к праздникам: «Рождественская звезда», «Вербное Воскресенье», «Пасхальные радости», «Ангел-хранитель».

Родители стали принимать активное участие в работе группы, их руками изготовлены творческие работы: папа Даши изготовил макет Храма Христа Спасителя, Папа Насти занимается плетением из бисера и изготовил такие поделки как «Часовня» и «Пасхальное яйцо». Картину «Пасхальное угощение» вышили родители Димы. На празднике «Введение Девы Марии в Храм» папа читал стихи, Дима с гордостью слушал и старался подражать папе.

Особую духовно – нравственную направленность несут экскурсии и целевые прогулки к мемориалу воинской славы, знакомят детей с героическим прошлым нашего города, дают благодатную почву для воспитания достойного гражданина страны, патриота своей родины. Провели конкурс чтецов между папами и детьми на патриотическую тему, были исполнены песни под гитару пап о войне. Активное участие папы принимали на праздниках: «День отца» - дети читали стихи про наших любимых пап. К Дню защитника Отечества оформили совместно с папами фотовыставку «Мой папа», «Есть такая профессия Родину защищать». Провели такие развлечения: «Наши защитники», «Пусть всегда будет папа».

Большую роль в становлении личности ребенка играют православные праздники, которые тесно переплетаются с народными. Они создают особый ритм духовной жизни человека, обращая внимание культурно-историческим традициям нашего народа. Поэтому в детском саду стало традицией празднование таких праздников как: «Покров Пресвятой Богородицы», «Рождественские Святки», «Масленица», «Вербное Воскресение», «Пасха», «Троица».

Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимодействия. Папы стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Родители посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, охотно помогают нам в благоустройстве территории детского сада, принимают активное участие в выставке: «Руки мамы, руки папы и мои ручонки»; в праздниках и развлечениях: «Сто затей для ста друзей».

В результате проделанной работы в группе сложилась определенная система работы с родителями, повысилась педагогическая грамотность родителей, культура межличностного взаимодействия детей в группе. Успехи в работе с родителями отразились на показателях образовательного процесса. Между родителями и детьми установились доверительные отношения. Появилась потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать

Родителям следует помнить о том, что духовное воспитание детей не обязательно означает религиозность. Духовное воспитание, скорее оказание помощи ребенку в выборе верного духовного направления, которому он будет следовать на протяжении всей своей дальнейшей жизни.

Библиографический список.

Авдеева Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве // Дошкольное воспитание,– 2005.– №7.– С. 117-122

Борисенко Ю. В. Психология отцовства // Журнал практической психологии. – 2007.– №1.– С. 3-7 Гарбузов В. Н. Воспитание ребенка. - СПб. : «Дельта», 1997. – 233с.

Грозовский Виктор Священник. О православном воспитании и книгах. //В помощь христианину//2009.-11с.

Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М. Издательство 2005.-3-15с.

Коломзина Софья. Наша церковь и наши дети //Христианское воспитание детей в современном мире-2007.-14,26с.

Кочубей Б. И. Мужчина и ребёнок. М. : Издательство «Знание», 1990.- 421с.

Фридман И. К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии. - 1990.- №1.- С. 93-99

Фурутан Али Акбар. Отцы, Матери, Дети. М. : Прогресс, 1992.- 241с.

Шимин Н. Д. Семья как общественное явление: Опыт социально-философского анализа. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. - 190 с.

Папы всякие нужны:О роли отца в воспитании детей (сборник) М. Издателство Московской Патриархии Русской Православной Церкви,2012.-96с. (Православие в жизни)

Путешествие к истокам Курск-1996-3-17с.

Ресурсы Интернет.

Публикации по теме:

Семья — главный помощник в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Задача: Цели. Совместно с родителями осмыслить основные духовно-нравственные ценности. Семь – это труд, друг о друге забота, Семья – это.

Семья и семейные ценности в духовно-нравственном воспитании детей «Семья и семейные ценности в духовно-нравственном воспитании детей»Духовно-нравственное воспитание ребенка. Что это такое? это сложная,.

Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников .

Консультация «Использование игровых технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников» 1 слайд: тема моего выступления Использование игровых технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников. 2 слайд: «Без игры нет,.

О духовно-нравственном воспитании дошкольников О духовно-нравственном воспитании дошкольников ДОУ. (консультация для воспитателей) Коренные преобразования в стране конца 20- начале 21.

Консультация для родителей «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Консультация для родителей. «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно.

Консультация для родителей «Роль взаимодействия семьи и детского сада в духовно-нравственном и патриотическом воспитании» В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственных качеств личности уже с дошкольного возраста. Современное российское.

Консультация для воспитателей «Музейная педагогика в духовно-нравственном воспитании» Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, потому что эта форма организации обучения соединяет в себе образовательный.

Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития общества.

Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников. «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родители-главный авторитет и пример в духовно-нравственном воспитании ребенка
Опубликовано: 2 апреля 2016 в 23:39
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родители-главный авторитет и пример в духовно-нравственном воспитании ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Вера Пантыкина (УИ 351825) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД