Ольга Володина
Конспект НОД в подготовительной группе «Родина моя — бескрайняя Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе.
Тема:
«Наша Родина бескрайняя Россия».
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество».
Цель:
• формировать патриотические и гражданские чувства дошкольников.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Родина моя — бескрайняя Россия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
• обобщить и систематизировать знания детей о России, как о государстве в котором мы живем;
• формировать элементарные представления об истории России, вызвать к ней интерес;
• формировать уважительное отношение к государственным символам;
• воспитывать у детей патриотические чувства к Родине, любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней;
• совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов;
• развивать диалогическую речь, память, мышление.
Материалы и оборудование: карта России, государственный флаг, изображение герба, указка, монеты разных государств, документы с изображением герба России, звукозапись государственного гимна, доска, маркеры. На каждого ребенка листы бумаги, фломастеры.
Предварительная работа: Беседа о странах (путешествие по карте мира). Знакомство с флагом России. Беседа о флагах, гимнах и гербах. Чтение книги Т. А. Кудрявцевой «Я живу в России». Настольная игра-путешествие «Я живу в России».
- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по нашей стране
- Скажите пожалуйста, что такое Родина? (Ответы детей).
- Правильно, это страна в которой родился и живет человек.
Чтение стихотворения ребенком В. Степанова «Что мы Родиной зовем?»
Что мы Родиной зовем?
Дом, в котором мы живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
- Вы уже знаете, что на земле существует много разных стран, больших и маленьких.
- Какие страны мира вы уже знаете?
- Как называется наша страна?
- А кто знает, какая страна самая большая в мире?
- Самая большая страна в мире – наша Родина, Россия.
- А почему у России такое название?
Ребенок читает стихотворение:
За ясные зори умытые росами,
За Русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали РОССИЯ.
- Как называют людей, которые живут в России?
- Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия. (показываю границы по карте)
Как велика моя земля!
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна-
В другом снега и вьюга.
Предлагаю двум детям показать по карте границы России.
- Чем богата и щедра наша Родина?
- Как называется столица нашей Родины?
- Как называется самая главная площадь в Москве? Почему?
Показываю иллюстрации.
Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
- Мы – граждане России, Россияне, любим и гордимся своей страной. Россия – это государство. Как все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Какие? (Герб, флаг, гимн).
- Гимн – самая главная песня страны. Ее слушают стоя. Попрошу всех встать. Послушайте. (Включаю звукозапись гимна).
- С флагом (показываю) вы уже знакомы – Российский флаг символ доблести и чести народа. Когда поднимают государственный флаг, люди встают.
- Что вам напоминает белая полоса? (белоснежные березки, снег, облака, ромашки).
- Белый цвет - символ чистоты, правды.
- Синяя полоса? (небо, реки, озера, моря).
- Красная полоса? (цвет солнца, огня, тепла, земли).
Предлагаю детям выложить из полосок бумаги государственный флаг России.
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Хоровод: «Нет нигде красивей Родины моей».
- Послушайте, сейчас я расскажу вам сказку о Егорие, царевне и змее.
«В некотором царстве в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства, змей же требовал, чтобы каждый день кормили его свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и скоро ни у кого не осталось ни коров, ни овец, ни коз, все съел змей. Тогда велел змей приводить человека на съедение, бросили жребий и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили одну на съедение змею.
В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.»
- Ребят, о каком символе былина? (о гербе)
- Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
- На щите красного цвета изображен двуглавый орел. Это символ государства. На груди орла помещен щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебристом коне, за плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье которым он убивает дракона. Дракон – это символ зла. Изображение всадника убивающего дракона обозначает победу добра над злом. От слова «копье» произошло слово «копейка», так как изображение Георгия с копьем издавна чеканили на мелких монетах.
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
На груди орла щит красный
Дорог всем: тебе и мне
Скачет юноша прекрасный
На серебряном коне.
Развивается плащ синий
И копье в руке блестит
Побеждает всадник сильный,
Злой дракон у ног лежит.
- Давайте повторим какого цвета конь, плащ у всадника, какого цвета щит?
- Что напоминают вам эти три цвета?
Игра: «Собери герб»
Дети на магнитной доске собирают герб, прикрепляя элементы герба по порядку.
- Какое дерево является символом нашей Родины России? (ответы детей)
Немало стихов, песен, загадок сложено про березу, береза щедрое и доброе дерево. Издавна из бересты крестьяне плели туески и лукошки для ягод и грибов, а в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Такие письмена археологи нашли во время раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже в воде. Березовые почки, душистый веник излечивают людей от болезней. Приятный, сладковатый на вкус березовый сок прекрасно утоляет жажду, насыщает организм человека минеральными веществами, витаминами.
Хоровод: «Во поле березка стояла»
- Ребята, а всегда ли наша Родина была такой? Сегодня я вас познакомлю с историей нашей страны.
- Древние придания рассказывают, что на прекрасной земле, где было много рек, лесов и долин, давным-давно жили славяне. «Славяне» означает славный, достойный народ, гордый, красивый, храбрый. (Показываю иллюстрации). Они были нашими предками.
- Кто может сказать, что означает слово «предки»?
На примере, доступном детям (о бабушках, прабабушках, прапрабабушках, подвожу детей к выводу, что предки – это люди, которые жили на этой земле, там, где сейчас живем мы с вами много-много лет назад. Свои жилища славяне строили на холмах.
- Как вы думаете, почему? (рассуждения детей)
Это необходимо для самообороны. У славян было много врагов: печенеги и хазары. Враги опустошали земли и разоряли жилища, но славяне храбро оборонялись и строили новые жилища.
(По ходу рассказа рисую маркером на доске схему славянского поселка, дети при этом воспроизводят схему фломастером на листе бумаги.)
- Рядом должна протекать река. Почему? (побуждаю детей к рассуждениям.)
- Река – это водная преграда, помощь в обороне, а также необходима для питья, хозяйственных нужд и так далее.
- В старину (так называли время которое давно прошло) было много непроходимых лесов. Часто селения славян со всех сторон окружал лес (продолжаю рисовать схему.)
- Для чего нужен был лес славянам?
- Люди прятались там во время нападения врагов. Лес был строительным материалом из которого строили жилища, в лесу охотились, собирали ягоды и грибы.
- Поселения славян стали называть деревней, потому что дома были из дерева.
- Основным занятием славян было земледелие.
- Людям нужно было что-то есть, одних грибов и ягод было недостаточно. Они расчищали от леса большие участки земли (вырубали деревья, выжигали корни, распахивали землю, сеяли зерно, на поле вырастали колосья, из которых намолачивали зерна, из зерен мололи муку).(Предлагаю посмотреть на схему и сказать, чем еще занимались славяне.)
Обобщение: В реке – ловили рыбу, в лесу – охотились, добывая себе пищу, делали оружие, чтобы защищаться от врагов, строили дома, шили одежду, изготавливали посуду, чтобы было в чем готовить еду и из чего есть готовую пищу.
Вывод:
- Прошлое у нашей страны – трудное. Только зная прошлое, можно построить будущее. А ее будущее будет зависеть от вас. Станет ли Россия еще прекраснее, богаче, счастливее? Конечно, станет! Вы постараетесь!