МААМ-картинки

РМО «Развитие словесного творчества дошкольника»

Светлана Облицова
РМО «Развитие словесного творчества дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

РМО Текст

1 слайд

«Развитие словесного творчества дошкольника»

Подготовили: воспитатели МАДОУ ЦРР детский сад№ 3

Облицова Светлана Алексеевна

Кашеварова Ирина Геннадьевна

Добрый день уважаемые коллеги, очень рады всех поприветствовать. Мы воспитатели логопедической группы особо остро сталкиваемся с проблемой словесного развития речи детей, поэтому, для себя поставили задачу.

2 слайд

Темочки:

Для развития творческой деятельности детей необходимо создавать специальные педагогические условия :

а) подбор литературных произведений с учетом возможности специфического воплощения их содержания;

б) проведение специальных творческих заданий, развивающих театральные способности детей (соединение движений с выразительностью речи, мимикой и жестами);

в) активное участие детей в составлении сценария и подготовки спектаклей.

3 слайд

К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал важность развития речи и способностей средствами искусства, начиная с дошкольного возраста. Недостаточно, если дети поймут содержание произведения, необходимо почувствовать его выразительные особенности выражения и образные слова. В дальнейшем они будут глубже воспринимать литературные произведения, научатся тонко различать смысловые оттенки слова и переносить их в свое творчество.

4 слайд

Исследователи народной сказки (В. А. Бахтина, Н. М. Ведерникова, Р. М. Волков, Н. В. Новиков, А. И. Никифоров, Э. В. Померанцева и др.) в качестве отличительного признака сказки называют ее волшебно-фантастическое начало. Единство волшебного и фантастического делает сказку особенно привлекательной для детской аудитории. Своеобразное сочетание реального и вымышленного составляет содержание народной сказки. Стиль сказок представляет собой единую систему взаимосвязанных приемов и средств. К числу типичных средств поэтики сказкок относят, прежде всего, устойчивые словесные формулы, традиционные формулы, поэтические штампы, являющиеся важным элементом построения сказок подобного типа (присказки, зачины, концовки) и выполняющие различные функции в повествовании.

5 слайд

Для выявления особенностей восприятия сказки детьми старшего дошкольного возраста и для определения уровня словесного творчества к связной речи дошкольников мы использовали методику О. С. Ушаковой, выделив критерии и показатели.

Критерии

1. Особенности восприятия сказки

-называние существенных признаков

-определение содержания сказки

-выделение структурных частей текста

-сохранение языковых средств выразительности

2. Особенности словесного творчества

-умение подчинить сюжетную линию общей теме

-использование приемов раскрытия образов персонажей и особенностей сюжета волшебной сказки

-умение использовать разные типы предложений

-способность оформлять высказывание по законам композиции сказки

-использование выразительности

3. Определение развития связной речи

-умение определять тему высказывания и правильно воспроизводить ее содержание

-умение использовать разные виды связи между предложениями

-использование разных типов предложений.

.

6 слайд

С целью определения особенностей восприятия сказки в единстве ее содержания и художественной формы, предлагались сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему велению»

На выявление уровня словесного творчества предлагались ситуации «Продолжи сказу», «Где начало сказки», «Узнай по описанию»

Определение уровня развития связной речи велось на примере сказки «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»

7 слайд

Для усиления мотивации высказывания использовались различные речевые ситуации («Беседа о сказке», «Сказка по телефону», «Сочини сказку»). Выбор сказочного материала определялся требованиями методики развития речи к отбору художественных произведений с принципами педагогики и эстетики.

Неверные ответы детей заключались в неразличении сказки и рассказа. По результатам выявили, что у детей отсутствует четкое представление о жанровых особенностях сказки, что, на наш взгляд, должно отразиться на сочинениях детей.

8 слайд

Необходимым условием словесного творчества дошкольников является сформированность навыков связной речи и критериями для анализа пересказов детей стали традиционные в методике развития речи показатели :

1) Понимание темы

2) Объем и грамматика высказывания

3) Лексика высказывания

4) Средства связи

5) Структурная организация каждой части

6) Плавность и самостоятельность изложения.

Анализируя научно-методическую литературу по вопросам речевого развития детей с ОВЗ, на основе диагностических материалов выявлены наиболее часто встречающиеся проблемы детей: неспособность грамматически правильно построить предложение; бедность речи; недостаточный словарный запас; неспособность сформулировать вопрос, построить развёрнутый ответ; неспособность пересказать текст, составить описательный или сюжетный рассказ; отсутствие навыков культуры речи.

9 слайд

В связи с этим вопрос развития речи детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники не теряет своей актуальности.

В мнемотаблице схематически изображены персонажи сказки, явления природы, некоторые предметы и действия сказочных героев.

Понимание детьми содержания сказки определялось через выявление умения распознавать тему данного высказывания. На основании результатов диагностики выявлены уровни восприятия детьми народной сказки.

Также, развитие словесного творчества детей в процессе театрализованной деятельности, представляется актуальной, главной целью воспитания и обучения на протяжении многих лет. В дошкольном детстве развивается активное становление таких психических процессов как воображение, мышление, память, речь, восприятие, в связи с этим нужно уделять внимание развитию речевого творчества.

I уровень (высокий). Определяют жанр сказки. Называют его существенные признаки. Обобщенно определяют содержание сказки. Видят границы структурных частей текста. Стремятся сохранить языковые средства выразительности.

II уровень (средний). Правильно определяют жанр сказки, но в порядке аргументации выдвигают как существенные, так и формальные его признаки. Определяют тему повествования. Часто испытывают затруднения при вычленении основных частей композиции. Используют дополнительные языковые средства.

III уровень (низкий). Затрудняются в определении жанровой принадлежности произведения и в выявлении отличительных признаков сказки. Не понимают содержание произведения. Не видят границ между завязкой, развитием действий и развязкой сказки. Не выделяют средства выразительности сказки.

10 слайд

Полученные данные позволили определить следующие уровни связной речи дошкольников.

I (высокий). Обобщенно определяют тему высказывания и правильно воспроизводят его содержание. Используют различные типы предложений. Используют свои точные словозамены, разнообразные способы связи между предложениями. Точно оформляют высказывание. Самостоятельно пересказывают текст без пауз.

II (средний). Определяют тему высказывания. Допускают незначительные отклонения от текста. Ограниченно используют сложные предложения, возможны единичные грамматические ошибки. Обращаются к отдельным средствам языковой выразительности. Способы связи не отличаются многообразием. В случае затруднений используют небольшое количество пауз и нуждаются в дополнительных вопросах.

III (низкий). Не определяют тему высказывания. Схематично передают события, не используя средств выразительности. Допускают грамматические ошибки. При передаче содержания нарушают композиционную целостность. Не умеют самостоятельно пересказать текст (делают паузы, повторы, нуждаются в подсказках).

Детям предлагалось задание: «Представь, что ты сказочник и придумай сказку с чудесами и волшебством». Никаких указаний по выполнению заданий не давалось. Сочинения детей фиксировались и рассматривались по ряду показателей, направленных на оценку как содержания, так и художественной формы сочинения.

Результаты, полученные в ходе выполнения задания служат основанием для определения уровней словесного творчества детей логопедической группы старшего дошкольного возраста.

Анализ полученных результатов показал невысокий уровень развития словесного творчества детей и позволил определить пути дальнейшей работы.

Нами были разработана и апробирована система занятий и игр, созданы ситуации для игровых импровизаций и вовлечения детей в подготовку атрибутов, спектаклей, выставок детского творчества, что способствовало значительному повышению уровня словесного творчества старших дошкольников с ОВЗ.

Спасибо за внимание

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конструирование и всестороннее развитие дошкольникаКонструирование и всестороннее развитие дошкольника Одной из серьезных проблем нашего современного общества является зависимость детей от компьютера. Общаясь между собой, ребята живо обсуждают.

Консультация для родителей «Развитие дошкольника через дидактические игры»Консультация для родителей «Развитие дошкольника через дидактические игры» Консультация для родителей: «Развитие дошкольника через дидактические игры». Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель группы "Ромашка",.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности»Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности» ЕМА «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому.

О влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника.О влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника. О влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника. Автор: старший методист ГБОУ СОШ № 1159 Ависова Надежда Петровна. В.

Подборка методической литературы по теме «Развитие выразительности речи дошкольника» Выразительная речь – это сложная функция, ее развитие зависит от многих аспектов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок.

Развитие конструктивного творчества у детей дошкольного возрастаРазвитие конструктивного творчества у детей дошкольного возраста Об условиях развития творческой личности неоднократно говорили многие исследователи в области педагогики. Каждый из них рассматривал творчество.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности.Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности. .

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений» Уважаемые родители! Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка.

Родительское собрание в старшей группе «Развитие детского творчества» Цель: Ознакомление родителей со значением детского творчества в развитии старших дошкольников. Предварительная работа: Оформление пригласительных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
РМО «Развитие словесного творчества дошкольника»
Опубликовано: 26 января 2022 в 14:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «РМО «Развитие словесного творчества дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Облицова (УИ 2892456) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД