швагрева ольга
Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми младшего дошкольного возраста в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 г. Нижний Ломов Пензенской области
Из опыта работы
«Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми младшего дошкольного возраста в детском саду в рамках образовательной технологии «Здоровый дошкольник»
Подготовила: музыкальный руководитель
Швагрева Ольга Николаевна
г. Нижний Ломов
2019 г.
Публикация «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми младшего дошкольного возраста в детском саду» размещена в разделах
1. слайд- (Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми младшего дошкольного возраста в детском саду в рамках образовательной технологии «Здоровый дошкольник»)
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека, а также закладываются основы здоровья.
Забота о здоровье детей во всем мире занимает приоритетные позиции. Поэтому, здоровый образ жизни должен быть задан той средой, в которой живет малыш, а именно- семьёй и детским учреждением.
Само понятие «здоровье» вмещает в себя характеристики физического и психического развития ребенка, его социальную активность.
Музыкальное воспитание в этом плане является уникальным средством формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние как на физическое, так и на эмоциональное и познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе огромный мир эмоций, идей, мыслей, образов.
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. И самый короткий, и верный путь в достижении этой цели- удовлетворение потребности ребенка в движении, поскольку современные дети испытывают "двигательный дефицит". Развить двигательную активность помогает одна из новых форм НОМД- ритмопластика.
Это оздоровительная гимнастика, основанная на комплексах разнообразных гимнастических упражнений, выполняемых под определённую ритмическую музыку и, носящая, психологическую направленность.
Т. е., занятия направлены на развитие двигательного воображения, творческого мышления, произвольной психической саморегуляции и двигательных способностей детей средством музыкально- ритмических движений.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Это не только возможность для ребенка хорошо провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоение жизненно необходимых умений и навыков, закладка фундамента будущего физического и психического здоровья.
Занятия по ритмопластике в детском саду подойдут абсолютно любому ребенку. Легкая и незамысловатая гимнастика нравится детям тем, что не вызывает затруднений во время выполнения движений. Упражнения на различные виды деятельности выполняется исключительно под музыку, в игровой форме, в творческой атмосфере, что позволяет детям чувствовать себя раскованно и уютно.
Элементы ритмопластики, такие как- музыкальная разминка, логоритмика, сюжетно- образные танцы, партерная гимнастика- я использую на непосредственно образовательной деятельности в качестве музыкально- ритмических движений и упражнений на развитие ритмического слуха.
Приведу пример ритмического упр.
2 слайд -видео (ритм. упр.)
Поподробнее остановлюсь на «партерной гимнастике».
3 слайд- (карт.)
Что это такое? Это система специально подобранных физических упражнений, выполняемых на полу в разных позах: сидя, лежа на животе и спине, направленные на растяжку всех мышц тела, их укрепление, на развитие гибкости в суставах Поскольку эта система упражнений выполняется на полу, она снижает нагрузку на позвоночник и считается самой безопасной. Существуют комплексы упражнений для дошкольников всех возрастных групп, начиная с трёх лет.
А поскольку основной мой контингент- младший дошкольный возраст, я поподробнее остановлюсь на партерной гимнастике для детей 3-4 лет.
В этом возрасте детский организм очень хрупок и недостаточно сформирован. Дети ещё не владеют чёткими движениями при ходьбе, не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие. Ребенку трудно длительное время сосредотачивать свое внимание на каком-либо одном упражнении. Поэтому занятия проводятся в игровой форме и упражнениям присваиваются различные образные названия. Приведу несколько примеров:
4 слайд- фото
«Отдых»- данное упражнение проводится для укрепления мышц спины, ног.
5 слайд.
«Кошечка»- упражнение проводится для укрепления всех групп мышц ног, укрепляет осанку, мышцы живота.
6 слайд.
«Дельфин»- упражнение направлено на укрепление мышц спины, живота, укрепляет осанку.
7 слайд.
«Бабочка»- данное упражнение проводится для укрепления всех групп мышц ног, развивает их гибкость и эластичность, укрепляет осанку.
8 слайд.
«Неваляшка»- упражнение направлено также на укрепление осанки и мышц ног.
9 слайд.
«Складочка»- данное упражнение проводится для укрепления всех группы мышц ног, выработку эластичности стопы, подъёма, укрепляет осанку, вырабатывает гибкость спины.
10 слайд.
«Лягушка»- упражнение проводится для укрепления мышц ног, укрепляет осанку.
11 слайд.
«Колобок»- данное упражнение также направлено на укрепление мышц спины, ног.
Для того, чтобы гимнастика не проходила скучно, для привлечения большего интересе детей к ней, на занятии можно рассказать сказочную историю, составленную из определённых упражнений. Сказки могут включать в себя как одно упражнение, так и целый комплекс.
12 слайд.
Например, «Сказка про муравьишку»- состоит из упражнения на развитие голеностопного сустава.
13 слайд.
«Сказку про принцессу».- представляет собой упражнение на растяжку.
Партерную гимнастику проводят только после музыкальной разминки, дав возможность мышцам как следует разогреться. В разминке, как в принципе, и во всех элементах ритмопластики, имеют место логоритмические упражнения.
14 слайд
Логоритмика- это синтез слова, движения и музыки. Игры, созданные на основе стихотворного текста, учат координировать движения со словом, что способствует не только ритмическому, но и речевому развитию детей.
15 слайд
Все упражнения проводятся по подражанию и не требуют предварительного разучивания.
А сейчас я предлагаю вашему вниманию просмотреть видео фрагменты занятий с детьми 3-4 лет с использованием элементов ритмопластики.
16слайд. -видео.
Таким образом, на сегодняшний день, ритмопластика является одной из своеобразных форм профилактики и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, посредствам гармоничного соединения движения, музыки и игры, что, в свою очередь, формирует атмосферу положительных эмоций, раскрепощает ребёнка, делает его поведение естественным и красивым.