Татьяна Крикун
Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного возраста в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного возраста
в детском саду
Дошкольное детство. В этом уникальном, самом нежном и чувственном периоде жизни, когда мир наполнен яркими красками, ребенок активно осваивает социальное пространство, приобретает знания об окружающем мире, формирует нравственные навыки и привычки, усваивает общечеловеческие ценности. Социальное развитие ребенка осуществляется в процессе освоения им различных видов деятельности, и одной из самых значимых в этом плане является такая деятельность, как общение. Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности.
Темочки:
Ребенок с самого раннего возраста проявляет желание общения с другими детьми и по мере своего взросления вступает с ними в разнообразные отношения. В детском саду дети чаще всего имеют возможность общаться со сверстниками - ведь на практике формируются преимущественно одновозрастные группы. Однако это обедняет опыт детского общения.
В этой связи мы обратили внимание на потенциал взаимодействия детей разного возраста в условиях искусственно организованного периодического общения в условиях детского сада. При таком общении маленькие тянутся к старшим, при этом они имеют более близкий и понятный образец для действия. Старшие лучше контролируют свое поведение и реализуют позицию "старшего", "большого", у них появляется чувство ответственности и желание помогать младшим.
Для реализации данного потенциала воспитатели подготовительной и младшей групп разработали проект по взаимодействию детей младшего и старшего дошкольного возраста в жизни детского сада, целью которого было обогатить процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.
Основными нашими задачами были:
- обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений детей младшего и старшего дошкольного возраста в различных видах совместной деятельности;
- воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать нравственные, социально ценные чувства;
- пробуждать эмоциональную отзывчивость.
Учитывая цели и задачи, мы разработали перспективный план проекта на год.
Реализации этого проекта проходила по нескольким направлениям.
1. Игровая деятельность, которая является главной развивающей и самой привлекательной для детей дошкольного возраста. Через игры старшие ребята помогают малышам преодолеть трудности адаптационного периода.
2. Театрализованная деятельность, создающая положительный эмоциональный настрой, помогает воспитывать коммуникативные качества личности ребенка, решать конфликтные ситуации через игру.
3. Старшие дети становятся незаменимыми помощниками малышам в сложных для них режимных моментах, например, одевании на улицу. При этом воспитатель должен выстроить работу таким образом, чтобы младший ребенок воспринимал старшего как партнера и друга в совместной с ним деятельности.
Как показала практика, такой опыт взаимодействия дошкольников разных возрастов способствует более успешной адаптации малышей к условиям детского сада, помогает им быстрее овладеть культурно-гигиеническими навыками. Эмоциональное состояние малышей становится более стабильным. В свою очередь, старшие дети понимают свою значимость, это способствует формированию у них позиции взрослого, вырабатывается произвольность поведения. Старшие дошкольники становятся более внимательными и ответственными, что способствует формированию школьной готовности.