Лалезер Сулейманова
Опыт работы «Метод проектов в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях внедрения «Федерального государственного стандарта» в образовательный процесс важное значение имеет индивидуальный подход к каждому ребенку,развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления,расширение и активизация работы педагогов с семьями.
Публикация «Опыт работы „Метод проектов в детском саду“» размещена в разделах
В таких условиях метод проектов предоставляет педагогам и детям возможность самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка.
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск; обязательные составляющие проекта : детская самостоятельность (при поддержки педагога, сотворчество ребят и взрослых; развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
В период работы в проекте происходит интеграция между общими способами решения воспитательных, учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Каждый проект должен имеет цели, должен быть актуальным и социально значимый.
По составу участников проекты могут быть реализованы в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ, в социуме микрорайона и т. д.
Проекты могут быть долгосрочными, среднесрочными или краткосрочными. Ребенок в проекте может быть просто участником-исполнителем, а может выступать заказчиком.
Проектная деятельность в детском саду классифицируется по доминирующему методу :
поисково-исследовательские проекты (дети проводят опыты и научные исследования, определяют задачи и методы исследования, формулируют проблему и находят ее решение, а результат оформляют в виде альбома, газеты или выставки);
информационные проекты (дети самостоятельно накапливают информацию,ориентируясь на собственные социальные интересы и воплощают ее в жизнь, оформляя, например, уголок в группе);
игровые проекты -это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи,дети решают поставленные задачи, вживаясь в образ сказочного героя);
творческие проекты (они имеют свободную структуру и не ограничены жесткими рамками, они меняются в процессе воплощения, их итог – проведение тематического детского праздника или театрального представления, спортивной игры или экспедиции).
Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Основой является проблема при работе, с которой необходимо следующее:
иметь несколько вариантов решений строить деятельность так, чтобы отдельные компоненты проблемы легко заменялись, корректировались.
строить модели и проекты таким образом, чтобы легко приспосабливать, адаптировать к изменяющимся условиям.
целесообразно браться за проекты темы,которых интересны детям.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
При работе над проектом обозначаем проблему, планируем работу, далее
поиск и накопление информации.
В результате проектной деятельности появляется продукт,и как закрепление знаний полученных в рамках проекта проводится итоговое мероприятие.
Предлагаю один из вариантов проекта по здоровому питанию:
Проект «Едим,чтобы жить» для старшей группы.
Цель работы :
Формирование у детей целостного отношения
к собственному здоровью
Освоению навыков правильного питания, как составной
части здорового образа.
Задачи:
Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания.
Сформировать знания о том,какие продукты полезны,
какие вредные, для здоровья
,подвести к пониманию, что не вкусное полезно
Дать знания о безопасном питании, то есть
сформировать осторожное отношение к несвежим
продукта.
Закрепить навыки санитарно-гигиенических правил
при употреблении пищи.
Развивать творческие способности,и интересы,
познавательную деятельность.
Воспитывать у детей осознанное отношение
к своему питанию.
Сроки реализации -месяц.
Проект информационно –игровой.
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры «Кафе», «Столовая», «Продуктовый магазин».
«Помогите Незнайке накрыть на стол»,
«Назови ласково»
«Четвертый лишний»,
«Назови полезное и не полезное»,
«Составим меню блюд на обед для игрушек»
«Сервируем стол для кукол»
Познавательное развитие:
«Что такое здоровое питание»,
«Витаминки»
«Не полезные и полезные продукты питания»,
«Назови полезные продукты»
«Режим питания»,
«Продукты для укрепления:зубов,волос,кожи»
«Пейте, дети, молоко будете здоровы»,
«Вкусно – не всегда полезно»,
«Каша – здоровье наше».
Рассматривание иллюстраций о полезных продуктах, пирамида здорового питания, иллюстрации процесса приготовления пищи.
Развитие речи:
Памятка для здорового питания
1. Надо есть умеренно.
2. Есть не менее трех раз в день.
3. Тщательно пережевывать пищу.
4. Не разговаривать во время еды.
5. Садиться за стол с хорошим настроением.
6. Не забывать мыть руки перед едой.
7. Стараться меньше употреблять вредных продуктов.
8. Пища должна быть разнообразной.
Пословицы,стихи, поговорки:
«Добрый повар стоит доктора»
«Отец болезни не известен,а мать всегда питание»
«Если хочешь здоровья, не ешь много; если хочешь почета,
не говори много»
Еда любит меру (осетинская).
Еда — пища тела, сон — пища бодрости (ингушская, чеченская).
Если нет мяса, и грибы идут в суп
Торты пряники конфетки
Детским так вредят зубам!
Лучше овощи и фрукты-
Чтоб не бегать к докторам
Чтобы сильным и здоровым быть
Надо овощи любить.
Витаминов в них не счесть,
Нужно их побольше есть.
И в салатах, и в борщах,
В винегретах, в голубцах.
Чтение художественной литературы Н. Носов «Мишкина каша», Братья Гримм «Горшочек каши», «Яблоко» В. Сутеев, «Слава хлебу!» С. Погореловский, Э. Успенской «Дети, которые плохо едят в детском саду»
Физическое развитие
Гимнастика для глаз
Овощи Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает. (Обвести глазами круг
Наверху созрела слива, (Смотрим вверх)
А внизу растет крапива, (Смотрим вниз)
Слева – свекла, справа – брюква, (Смотрим на лево)
Слева – тыква, справа – клюква, (Смотрим на право)
Снизу – свежая трава, (Смотрим вниз)
Сверху – сочная ботва. (Смотрим вверх)
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег. (Зажмурить глаза, потом поморгать)
Пальчиковая гимнастика
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, (мнут капусту)
Мы капусту солим-солим, (берут щепотку соли и солят)
Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)
Поочередно загибать пальцы.
Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять —
Поможем урожай собрать.
Утренняя гимнастика «Во саду ли, в огороде», «Подрастает зёрнышко».
Эстафеты «Собери урожай», «Кто быстрее накормит корову».
Игра с мячом: «Полезно — не полезно.
Итоговый продукт: «Книга рецептов»
Итоговое мероприятие: Досуг «Будь здоров -без докторов»
1. Деркунская В. А Проектная деятельность \\ Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы.
Пособие для педагогов \ О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе и др. М. :Просвещение,2012.
2. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ Санкт Петербург, Детство- пресс 2012г.
3. Шорыгина Т. А. "Беседы о здоровье"-методическое пособие -2004г