Светлана Юдина
Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей в театрализованной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей в театрализованной деятельности дошкольников».
Актуальность. В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация представлена, как один из перспективных методов, открывающий возможности для детей с самого раннего этапа овладеть почти всем комплексом выразительных средств музыки.
Публикация «Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей в театрализованной деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Каждый ребёнок индивидуален и успех развития его музыкально-слуховых представлений, творческих способностей зависит от используемых методов и форм работы музыкального руководителя.
Большинство образовательных программ предусматривает сочетание различных видов музыкальной деятельности, в том числе и театрализацию, где ритмодекламация имеет определённое значение.
Ритмодекламация построена на синтезе поэзии и музыки. В своей работе этот метод я применяю для решения задач по развитию музыкального, поэтического слуха, чувства ритма, воображения и коммуникации у дошкольников в театрализованной деятельности.
Впервые с «Ритмодекламацией» я познакомилась на семинаре Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», где педагог представлял музицирование через простейшие элементы музыкального языка :
-мотив;
-ритм;
-слово;
-движение.
У детской музыкальности в дошкольном возрасте есть одна приоритетная цель-телесно-эмоциональное знакомство с музыкой и освоение ее через игру! В своей работе ритмодекламацию я использую через игровые формы:
«Речевые игры».
Речевые игры со звучащими жестами и движениями.
Речевые игры с музыкальными инструментами.
Коммуникативные игры.
Любую речевую игру можно «развить» до уровня «театральной постановки», в которой сочетаются в самых разных соотношениях декламация, танец, пение, игра на инструментах. Такие игровые формы очень нравятся детям и помогают им проявить себя.
Театрализованные игры на моих музыкальных занятиях являются итогом в решении многих педагогических задач, касающихся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Знакомство дошкольников с ритмодекламацией, провожу поэтапно:
при первоначальном знакомстве с произведением на первом этапе внимание ребёнка сосредотачиваю на тексте и сюжете стихотворения;
на следующем этапе внимание ребёнка обращаю на ритм, уточняю рисунок интонации. (из детских стихов, считалочек, песен, детских имен выделяю короткие ритмы сначала в двудольном, а затем и трехдольном размере, чередую длительности.);
на третьем этапе - создаём поэтически-музыкальный образ. Даю дошкольнику творческую свободу, ребёнок пробует разные варианты интонирования, создавая сценический образ.
В своей работе я уделяю большое внимание театрализации. Театрализованные игры на музыкальных занятиях мы начинаем вводить с первой младшей группы.
В работе с детьми раннего дошкольного возраста элементы ритмодекламации есть в речевых и пальчиковых играх, которые оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр. Текст в играх короткий по объему и не сложный по содержанию.
8 слайд первоначально я декламирую текст, а дети сопровождают его жестами, приговаривая по желанию. В музыкальном сопровождении детям легче имитировать движение рук с песней. Пример: “Я пеку, пеку, пеку.» (импровизация таких игр нравится детям).
К концу года в работе с младшей группой «речевое интонирование в ритме» применяю в театральных постановках. Пример: сказка «Рукавичка», где персонаж сказки использует приём декламации текста с ритмичной игрой на шумовом инструменте под инструментальный аккомпанемент.
Навыки, приобретённые малышами, в дальнейшем дают свободу и раскованность в музыкальном творчестве и импровизации. В работе с детьми среднего возраста использую упражнения на ритмическое освоение слов :
Проговариваем слова в умеренном темпе по слогам; (кук-ла)
произносить слова выразительно, выделяя ударный слог; …
обращаю внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. (ку-кол-ка)
предлагаю детям самим придумать подобные слова.
Так же в работе с детьми средней возрастной группы для создания образа использую «речевые игры с жестами» ( пример: игра на изобразительность «КАКИЕ ВЫ?»)
Козлики, какие вы? - Рогатые, рогатые (приставить «рожки» к голове)
Котики, какие вы? - Мохнатые, мохнатые (погладить свои руки)
Зайчики, какие вы? - Ушастые, ушастые! (приставить раскрытые ладони к голове).
Логическое продолжение игр со звучащими жестами. - Речевые игры с музыкальными инструментами («Барабан» Ритм, заключённый в словах, фразах, очень хорошо ощущается детьми: он прохлопывается, переносится на и ударные инструменты.
Бам- бам, тарарам,
Загремел наш барабан.
Бам - бам, тарарам,
Просыпайтесь по утрам.
Музыкальные и речевые импровизации с детьми средней возрастной группы становятся крупномасштабными (через все тело). Это даёт возможность ощутить музыкальное содержание через динамику, темп, исполнительский штрих, речевое интонирование. Участие принимают дети всей группы.
Пример: Игра «Девочки и мальчики»
В дальнейшем звучащие жесты и речевые игры с движением применяю в песнях и хороводах.
В театрализованной деятельности использую декламацию и телесную игру в роли двигательного «аккомпанемента», что усиливает ощущение темпа, динамики и способствует вокальной и речевой активности ребёнка.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста пальчиковые игры усложняю. Слежу, что бы жесты становились наиболее символичными, в результате чего игры превращаются в настоящий речевой театр. –
Пример: «Зайка»
Скачет зайка косой Выпрямить указательный и средний пальцы правой руки, остальные соединить.
Под высокой сосной. Ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить.
Под другою сосной Ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить.
Скачет зайка второй. Выпрямить указательный и средний пальцы правой руки, остальные соединить.
Здесь в создании образов задействованы: эмоции, выразительность, высота звука. Всё это используется в театрализации на развлечениях и праздниках.
Отрывок развлечения к «8Марта»
С детьми подготовительных групп работа усложняется. Речевые игры использую с музыкальными инструментами в форме диалога.
Пример: «Музыкальные молоточки»
Дятел сядет на сучок- (На бубне исполняет мальчик)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук. (На молоточке исполняет девочка)
Данные игры учат находить различные способы игры на инструментах. (любая часть тела, кроме)
Расширяется вид речевых и коммуникативных игр. Пример: Под известную детскую песню В. Шаинского "Улыбка», Для развития чувства метра у дошкольников - использую ходьбу, марш согласовывая равномерное движение с пением, хлопками и притопами, воспроизводя ритмический рисунок. Отрабатываю с детьми слаженную и коллективную игру с изображением ритмического рисунка в движениях.
в куплете –марш по кругу. В припеве- декламация текста с движениями.
При исполнение речевых игр с жестами, ставим несколько задач:
-делим текст на звенья;
-при каждом новом исполнении исключаем проговаривание одного из звена. При этом можно предложить ребёнку импровизацию на музыкальном инструменте.
Упражнение «Капель»
С крыши капает капель (руки вверх)
Кап-кап-кап-кап (щелчки пальцами сверху вниз)
Это к нам пришел апрель - руки развести в стороны
Кап-кап-кап-кап (стучим себя по груди)
Большое место в этой возрастной группе занимают коммуникативные игры, которые в дальнейшем мы используем на праздниках и развлечениях. Пример: «Хор рук» - «Весна»
В этом возрасте дошкольники быстро и с увлечением доводят речевую игру с инструментами до театрализованной постановки.
Ценность методики ритмодекламации при использовании в работе с дошкольниками в театрализованной деятельности заключается в :
- простоте в разучивании через игровое обучение;
-развитии каждого отдельного ребенка в условиях коллективной деятельности.
Представленный мной метод работы развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей, используемых в музыкально-театральной деятельности :
музыкально-речевой слух;
координацию между слухом, жестом и словом;
творческие способности ребёнка;
Как итог своей деятельности представляю театрализованное сказка «Царевна-лягушка» с элементами ритмодекламации.
Я представила опыт работы с детьми, но также активно взаимодействую с родителями д/с. Период пандемии внёс свои особенности в нашу с вами работу. Поэтому я записывала для родителей проведённые праздники, развлечения, а также ряд видео –консультаций. Видео информацию выкладываю в группу, родители с удовольствием ждут обновлений и активно участвуют в творческой жизни д/сада.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Баренбойм Л. А. Система музыкального воспитания К. Орфа. М. -Л., 1970г
2. Боровик Т. А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. — М. : ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с. 9-25, №2 с. 18-33, №4 с. 29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.
3. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с. 116-120, 2000г. №5 с. 133-141.
4. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников.