Елена Курныкова
Ритмическая гимнастика для дошкольников: задачи, циклы организации занятий, этапы обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Ритмическая гимнастика - это вид оздоровительной гимнастики, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения для всех частей тела.
В ритмической гимнастике используется комплекс различных средств, оказывающих положительное влияние на функциональные системы детского организма.
Публикация «Ритмическая гимнастика для дошкольников: задачи, циклы организации занятий, этапы обучения» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
Танцевальные и беговые упражнения развивают пластичность и выносливость; упражнения в партере (и. п. сидя, лежа на спине, на животе, наклоны и приседания развивают подвижность в суставах, силу мышц нижних конечностей. Методы релаксации оказывают воздействие на деятельность центральной нервной системы.
Систематические занятия ритмической гимнастикой повышают двигательную активность детей, улучшают осанку, укрепляют опорно-двигательный аппарат, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, формируют умение координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, приобщают детей к культуре движений, развивают чувство прекрасного, дают возможность в движении выразить свои индивидуальные особенности.
Как показывает практика, ритмическая гимнастика доступна детям с 3-4- летнего возраста. Задача педагога - через новые и приятные ребенку мышечные ощущения сделать процесс обучения движениям более легким и плодотворным.
Необходимо учитывать следующее:
- упражнения должны быть доступны детям, соответствовать возрасту.
- музыкальное сопровождение должно побуждать их к подражательным движениям и вызывать эмоциональный отклик.
- необходимо исключить муштру - движения дети осваивают постепенно.
- показ движений должен быть зеркальным.
- в комплекс необходимо включать упражнения, для укрепления мышц руки, прежде всего кисти и пальцев; вводить упражнения, развивающие умение ориентироваться в пространстве.
- подбирать упражнения следует с учетом необходимости развивать произвольное внимание.
- развивать двигательную произвольную память лучше всего путем неоднократного повторения знакомых упражнений.
Исходя из принципа постепенности, можно выделить несколько циклов в организации занятий ритмической гимнастикой с детьми дошкольного возраста :
- Обучающий цикл (освоение комплекса упражнений);
- Втягивающий цикл;
- Тренировочный цикл.
Первый этап обучения - когнитивный. На данном этапе создается предварительное представление о разучиваемом движении. На данном этапе движения детей выглядят не координированными, ребенок допускает явные ошибки. Нельзя сказать точно, сколько занятий займет данный этап. Количество занятий может варьироваться. Это зависит от сложности комплекса и от подготовки детей, т. е. от того, занимались ли дети раньше ритмической гимнастикой. У нас это заняло 5 занятий. Сейчас дети 2 и 6 группы перешли на 2 этап, исключение составляют вновь пришедшие или болеющие дети. Очень сложно детям было выполнить ходьбу в полуприсяде, мышцы спины еще не достаточно развиты и многие дети сутулились. Не все дети попадают в ритм музыки, в этом нам помогает ходьба с хлопками, дети стараются четко отбивать ритмический рисунок. Дети очень стараются соответствовать предлагаемому образу. Они «жмурятся» на солнышке, по- настоящему потягиваются, им нравится «творить чудеса», «зажигать звезды». Если «мыши злятся», то и дети сдвигают брови, топают ногами, иногда даже рычат.
Второй этап - ассоциативный. В процессе второго этапа происходит углубленное разучивание движения. Ребенок выявляет некоторые ошибки, концентрирует свое внимание на совершенствовании двигательных умений и навыков.
Третий этап - автоматизации, или этап совершенствования. На данном этапе двигательные действия выполняются в автоматизированном режиме, и ребенок может сконцентрироваться на сочетании работы рук и ног, пространственном перемещении, выразительности движений.
Собственно ритмичные движения под музыку должны быть регламентированы во времени, для детей дошкольного возраста не превышать 15-25 минут.
Комплекс ритмической гимнастики рекомендуется использовать в течение 2-3 месяцев, поскольку именно этот период необходим для выработки двигательного навыка у старших дошкольников.
Поскольку основным содержанием ритмической гимнастики являются общеразвивающие упражнения, то, как и в любом виде гимнастики, эти упражнения можно выполнять с предметами: гимнастическими палками, обручами, мешочками с песком, мягкими игрушками, мячами разного размера, лентами и т. д. Все это будет способствовать развитию «ручной умелости», правильной осанки, точности движений и т. д.
Начинать использовать предметы на занятиях ритмической гимнастикой лучше в старшем дошкольном возрасте. Не всегда это удается сделать в ритмической гимнастике, где упражнения выполняются поточным способом, т. е. без пауз, очень динамичны, требуют большого внимания и определенной ловкости. Дети, увлекаясь, не всегда сохраняют дистанцию и интервал. В
таких случаях некоторые предметы, такие, как палки, обручи, могут быть даже опасны.
Очень важно если у занимающихся будет необходимый двигательный опыт занятий ритмической гимнастикой. Поэтому комплексу с предметами должен предшествовать обычный комплекс без предметов, чтобы дети могли адаптироваться к этому виду деятельности и к нагрузке. Когда дети научатся внимательно слушать, быстро переключаться от одного действия к другому, им можно дать предметы. Для этого должен быть разработан специальный комплекс, в котором предметы будут дополнять упражнения, (удобнее разучивать упражнения, а затем включать предметы перед выступлениями или на 3 этапе, чтобы повысить угасающий интерес)
В детском саду ритмическая гимнастика может проводиться в различных вариантах:
1. При проведении утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект. Для дошкольников используется 3 песни, четвертая является заключительной.
2. В виде «ритмических блоков», используемых как часть физкультурного занятия, продолжительностью около 10-12 минут. Приблизительно это 5 песен и около 30 упражнений.
3. В форме физкультурных занятий оздоровительно-тренирующего характера: детям старшего дошкольного возраста предлагается комплекс ритмической гимнастики продолжительностью около 20 минут, который занимает практически все занятие. Такие занятия можно проводить, но не постоянно. Т. к. обычные занятия предполагают обучение различным видам основных движений, проведение подвижных игр, эстафет, а на ритмической гимнастике нагрузка настолько высока, что нет возможности включить все эти виды в одно занятие. Поэтому, желательно ритмическую гимнастику вынести в отдельную работу (кружковую).
4. В показательных выступлениях детей на спортивных праздниках (элементы ритмической гимнастики).
Занимаясь ритмической гимнастикой, дети становятся более работоспособны и выносливы. Психические процессы включаются на занятии осознанно. У детей формируются объективные представления о собственных возможностях. Они настойчивы в отработке и шлифовке движений. Им интересно познавать более сложные по координации движения. Они способны работать над более сложным движением, добиваясь его более качественного выполнения. Огорчаются, когда что-то не получается, и, наоборот, испытывают огромную радость, когда сложное движение наконец-то получилось.
Ритмическая гимнастика не только научит детей красиво двигаться, она подарит им радость ощущения своего тела, уверенность в себе, но главное - привьет любовь к занятиям спортом.