Екатерина Якушенко
Консультация «Ритмическая гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательный режим является важнейшим оздоровительным и профилактическим средством. Двигательный режим включает обязательные мероприятия, такие как: утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика - важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей. Мой опыт работы показал, что детям нравится проведение утренней гимнастики в нетрадиционных формах (сюжетной ритмической гимнастики с разными уровнями подвижности).
Темочки:
В дошкольные годы закладываются основы здоровья и физического развития человека. Формирование физических качеств, двигательных умений, развитие музыкального слуха и способности сочетания движений с музыкой, все это тесно связано с развитием чувства ритма. Ритмическая гимнастика- это наиболее соответствующий вид деятельности.
Ритмическая гимнастика – это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило: без пауз для отдыха, в быстром темпе, определяемой современной музыкой. Главную притягательность ритмической гимнастики составляет ее основная особенность — музыка, подчинение движений ее ритмам. Музыкальные ритмы облегают выполнение упражнений, подавляют утомление, усиливают удовольствие от игры мышц, создают особый, радостный настрой.
Огромный эмоциональный заряд от занятий ритмической гимнастикой бесспорен, а оздоравливающее значение положительных эмоций само по себе очень существенно.
Практически каждое движение в ритмической гимнастике, можно рассматривать как движение на развитие координации. А так как возраст 4-7 лет по функциональным возможностям детей, является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период, работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно. Ритмическая гимнастика благоприятно влияет на развитие всех систем организма, формирует желание заниматься физкультурой в целом. Дети занимаются с большим удовольствием и усердием, движения выполняют более качественно.
Ритмическая гимнастика проводится с музыкальным сопровождением. Под воздействием музыки движения становятся более четкими, ритмичными, координационными. Такие движения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, укрепляет основные виды движений.
Цель ритмической гимнастики :
• Охрана и укрепление здоровья ребенка.
• Достижение полноценного физического развития ребёнка дошкольного возраста средствами ритмической гимнастики.
Задачи:
1. Воспитание интереса к двигательной активности и потребности в ней., Развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, координации движений, ритма.
2. Развитие физических, двигательных качеств и координационных способностей.
3. Содействие улучшению и исправлению осанки и предупреждение плоскостопия.
4. Укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
5. Воспитание дисциплинированности и доброжелательного отношение к товарищам, смелости и решительности.
6. Формирование навыков пластичности, изящества
7. Воспитание нравственно волевых черт личности - активности и самостоятельности.
8. Воспитание умения эмоционального выражения в движениях комплекса, творчества.
9. Воспитание потребности заниматься систематически и заботиться о красоте своего тела.
10. Создание оптимального двигательного режима, положительного психологического настроя.
Методика проведения занятий по ритмической гимнастике.
При разучивании комплекса ритмической гимнастики необходимо учитывать следующие требования:
1. Показ педагогом движений должен быть зеркальным, чётким, без искажения ритма;
2. Наиболее сложные упражнения разучиваются поэтапно, а простые выполняются совместно с педагогом;
3. При построении детей необходимо, чтобы все дети видели педагога;
4. Во избежание неправильного выполнения и запоминания упражнений детьми, педагог должен подсказывать и направлять действия ребёнка, если это необходимо.
Упражнения ритмической гимнастике по своей двигательной структуре просты и доступны для детей. Сюда входят обще развивающие упражнения, бег, прыжки, элементы народного и современного танца, но выполняемые под музыкальное сопровождение. Музыкальный репертуар соответствует возрасту детей, сюда можно отнести детские песенки, народную и классическую музыку.
Разучивание комплекса ритмической гимнастики условно можно разделить на три этапа.
Этапы обучения.
1. Начальный этап - обучение упражнению (название упражнения, показ упражнения, объяснение техники) (4 занятия).
На этом этапе задача педагога состоит в том, чтобы создать общее представление о движениях, дать необходимые сведения о характере музыки, о способах выполнения упражнений. На этом этапе педагог демонстрирует комплекс полностью под музыку перед детьми, обращает внимание детей на связь нового движения с изученными ранее.
2. Этап углубленного разучивания. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерности движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения. (8 занятий).
Этот этап предполагает осмысленное выполнение детьми упражнений и понимание взаимосвязи музыки (ритма, темпа, выразительности) и движений. Педагог непрерывно наблюдает за выполнением детьми движений и исправляет индивидуально с каждым ребёнком ошибки в выполнении. На этом этапе дети должны овладеть основными движениями под музыку с учётом темпа.
3. Этап закрепления и совершенствования. Ранее разученные упражнения используются в различных комбинациях, комплексах и танцах. (4 занятия).
Работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений. Дети выполняют комплекс самостоятельно.
Структура комплекса
Каждый комплекс состоит из подготовительной, основной и заключительной части
Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке
Упражнения в этой части выполняются с небольшой амплитудой сюда можно отнести: строевые упражнения, игротанцы – танцевальные шаги, элементы хореографии. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции – к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.
Основная часть длится от 70 до 80 общего времени. Здесь предусмотрены упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног. Подбираются с таким расчетом, чтобы равномерно нагрузить все части тела. Вначале все упражняются выполняются в положении стоя, затем идут серия прыжков различных видов.
Хорошо используются танцевальные связки, самое главное, чтобы интенсивность была на много выше подготовительной части. После 1,2 дыхательных упражнений, которые позволяют восстановить дыхание, основная часть комплекса выполняется сидя и лежа на полу. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, координации, ловкости, выносливости и др.
Заключительная часть.
Каждый комплекс заканчивается упражнениями на релаксацию, дыхание, укрепление осанки. Можно использовать игровой самомассаж, пальчиковую гимнастику. Все упражнения выполняются в медленно темпе, что создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей.
Формирование навыков на разных этапах обучения.
Формирование навыков в средней группе
При работе с детьми 3,5 – 4, 5 лет необходимо учитывать следующее:
Упражнения должны быть доступны детям этого возраста.
Музыкально – песенное сопровождение должно побуждать их к подражательным движениями вызывать эмоциональный отклик.
Необходимо исключить муштру – движения дети осваивают постепенно.
Показ движений должен быть зеркальным.
Дети должны заниматься без обуви, иначе невозможно укрепить мышечно-связочный аппарат стопы.
В комплекс необходимо включать упражнения для укрепления мышц руки, прежде всего кисти и пальцев.
Подбирать упражнения следует с учетом необходимости развивать произвольное внимание, распределять его и расширять объем внимания (например, поднимать и опускать плечи, держа руки книзу ладонями вперед; подниматься и опускаться на носки, не сгибая колени).
Развивать двигательную произвольную память лучше всего путем неоднократного повторения знакомых упражнений.
Формирование навыков в старшей группе
Движения детей становятся более слаженными, уверенными, осмысленными, мотивированными и управляемыми, дети познают свое тело, его возможности;
Повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности
Дети уже могут заставить себя преодолевать трудности при выполнении сложных двигательных заданий, осознано выполнять задания на перемещения в пространстве.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, следует помнить:
решение этих задач создает предпосылки для усложнения и расширения двигательных целей, занятий ритмической гимнастикой, на которых педагог продолжает: развивать двигательную и мышечную память, внимание, сосредоточенность, дисциплину; укреплять мышцы спины и формировать правильную осанку, развивать мышцы стопы, гибкость, силу; отрабатывать работоспособность; отрабатывать чистоту и точность движений, умение самостоятельно анализировать качество выполняемых движений; вырабатывать стремление выполнять движения качественно, красиво.
Формирование навыков в подготовительной к школе группе
Дети подготовительной к школе группы (6 – 7 лет, прошедшие предыдущие ступени обучения, на занятиях ритмической гимнастике могут выполнять достаточно сложные по координации и темпу движения. Они уже работоспособны, выносливы. Психические процессы включаются на занятии осознанно. У детей формируются объективные представления о собственных возможностях. Они настойчивы в отработке и шлифовке движений. Им интересно познавать более сложные по координации движения. Они способны работать над сложным движением, добиваясь его качественного выполнения. Огорчаются, когда что-то не получается, и, наоборот, испытывают огромную радость, когда сложное движение не получается.
При проведении занятия ритмической гимнастике педагог должен ориентироваться на разучивание музыкально-спортивных композиций и на развитие у детей умения выступать перед зрителями, учить их двигательным действиям с предметами повышенной координации и спортивной ориентации.
Музыкальный материал должен быть динамичным, ритмичным. С текстом или без текста – особого значения не имеет; главное, чтобы подбор движений соответствовал характеру музыки.
Подбор композиций осуществляется дифференцированно для девочек и мальчиков. Такой подход к развитию двигательных способностей позволит не только научить детей красиво двигаться, подарит им радость ощущения.
Литература.
Алямовская В. Г. Как воспитывать здорового ребёнка. - М., 1993г.
Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф., Каневская Л. Я. и другие. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет - М., 1987г.
Иванова О. А., Шарабанова И. Н. Занимайтесь ритмической гимнастикой. - М., "Советский спорт", 1988г.
Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. - М., 1972 г.
Фирилёва Ж. Е., Сайкина Е. Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей : учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб. : "Детство - пресс", Санкт-Петербург, 2000г.
Шарманова С. Морское царство. Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: учебное пособие /под ред. А. И. Фёдорова. - Челябинск, 1996г.