Рабига Бегайдарова
Консультация «Рисуем правила — и легко учим русский язык. Как помочь ученику усвоить разборы и запомнить правила?»
▼ Скачать + Заказать документы
РИСУЕМ ПРАВИЛА - И ЛЕГКО УЧИМ РУССКИЙ ЯЗЫК.
Как помочь ученику усвоить разборы и запомнить правила?
При изучении терминологии в начальной школе ученик сталкивается с устойчиво-сложным запоминанием необходимого материала, «выпадания» из памяти важных эпизодов текста правил либо воспроизведения его в хаотичном порядке. Данные факты носят масштабный характер и, к сожалению, не корректируются ежедневным повтором и элементарным заучиванием.
Публикация «Консультация „Рисуем правила — и легко учим русский язык, Как помочь ученику усвоить разборы и запомнить правила?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Рисование. Консультации для родителей
- Русский язык, конспекты уроков
- Темочки
С чем связана даная проблема у младших школьников? Дело в том, что, имея предметно-образное мышление, для детей важно привязывать к любому вербальному (проговариваемому вслух) понятию предметную картинку. Обязательность данного процесса гарантирует усвоение нужной информации. И чем ярче, зрелищней и, что немаловажно, ближе по смысловому значению будет воображаемая иллюстрация, тем выше шанс у ребенка запомнить учебный материал.
___
РАЗДЕЛ «ЧАСТИ РЕЧИ»
Прежде чем приступить к изучению раздела «Части речи», состоящую из масштабных тем «Имя существительное», «Глагол», «Имя прилагательное» и т. п., необходимо найти именно тот «якорь», к которому следует привязать словосочетание «Часть речи», ввиду отсутствия у данного выражения своего собственного природного образа.
Выяснив с детьми, что Речь - это то, что мы произносим, уточняем, что она состоит из самых разных слов. Взяв за аналог полигамность Речи, сравниваем ее с большой Пиццей. Идентичность свойств следующая: и тот, и другой предмет многообразен и структурирован по общим признакам (в Речи- слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, в Пицце – разные группы-ингредиентов). Представив Речь в виде пиццы, объясняем, что на ней размещены различные слова. И каждая отдельная группа слов не составляет полностью всю нашу Речь (пиццу, которая является одним целым.
Образец диалога Учителя и учащихся 2 класса на уроке русского языка :
- Когда мы отрезаем от пиццы что-то, как это называется?
- Кусочек, - частый ответ.
- По-иному, Часть, - говорят другие.
Если, например, слова-предметы не составляют полностью нашу Речь, то они являются тем "кусочком" - ЧАСТЬЮ Речи. Именно поэтому в правилах «Имя существительное», Имя прилагательное», «Глагол», «Числительное» и т. п. сначала идет изображение кусочка пиццы. Когда дети по памяти воспроизводят правило, то идентифицируют этот кусочек с ЧАСТЬЮ целого, а если целое - это вся Речь, то "кусочек" - это только ЧАСТЬ РЕЧИ.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Самая первая часть речи, которая изучается учащимися в формате иллюстрации.
Предварительная работа обязательно должна включать в себя пояснение термина «предмет». Школьники, даже понимающие значение этого слова, путаются в определении «предметности» таких существительных как воздух, молния, гром, холод, январь, атмосфера и т. п. Для них достаточно тяжело принять факт существования как предмета чего-то, что они не могут ощутить тактильно. Элементарное слово «запах» повергает ученика в ступор непонимания, как взрослого знание о бесконечности Вселенной.
После успешного усвоения этого этапа работы детям достаточно легко уже обобщать машинку, ель и собаку одним понятием «предмет».
Озвучивание изображений осьминога и корабля для учащихся вообще не представляет сложности, т. к. фраза «и отвечает на?» уже настраивает их на единственно возможный ответ.
В противоположном случае, стоит провести небольшое сравнение «Осьминога» и «Корабля» по основным признакам на предмет их одушевленности и неодушевленности.
Пицца – часть речи.
Машина, ель, собака – предметы
Осьминог (одушевленный предмет) – вопрос «Кто?»
Корабль (неодушевленный предмет) – вопрос «Что?»Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Новый элемент – Призрак.
Слово ПРИЗНАК дети не запоминают, а вот изображение Призрака с заменой одной буквы в стиле словарного ребуса им нравится.
Важно помнить, что чем сложней зашифровано слово, тем глубже оно «войдет» в память школьника. Данный парадокс сравним с экспериментом, когда из образа двух людей, память «запечатает» образ человека с более выраженной, если можно так сказать, усложненной дисгармонией черт.
Теперь, при проговаривании правила, учащиеся легко воспроизводят это непонятное для них слово ПРИЗНАК.
К вопросам какой, какая, какое, какие? добавлены картинки (испуганный мальчик «ОЙ», плачущая девочка «АЯ», жест одобрения «ОЕ», возглас каратиста «ИЕ») с той же целью умышленной дополнительной кодировки уже известных детям вопросов. В перспективе, в среднем звене, именно наличие подобных «иконок» позволит вспомнить ключевые моменты правила.
Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
ГЛАГОЛ
Новый элемент – красный круг.
Т. к. на слово «действие» могут возникать тысячи зрительных ассоциаций, связанных с передвижением, перемещением или, наоборот, статичностью любого предмета, за основу иллюстрации «действия» был взят образ светофора. Именно в нем под тремя разноцветными кругами подразумеваются три всем известных действия: «Стой», «Приготовься», «Иди». Красный круг – это олицетворение всех трех цветов одновременно и всех слов-действий в русском языке соответственно. Решение использовать красный круг на красном фоне не совсем случайно, и выбрано для усиления восприятия понятия «действие» на подсознательном уровне, придания ему динамики.
Вопросы глагола – это изображение тех же предметов, производящих уже какое-либо действие. Называя эти предметы в новом качестве, учащийся в обязательном порядке ставит вопрос, отвечает и легко запоминает.
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать, что сделать, что будет делать, что делает? и т. д.
МЕСТОИМЕНИЕ
Новый элемент – смайлик.
Это правило в русском языке одно из самых труднозапоминаемых. На это есть несколько существенных причин – на протяжении 4 лет практическая работа с Местоимением встречается не так часто, поэтому ей, достаточно простой, части речи, удается сохранить «секретность» своей сущности.
При первичном знакомстве учителю важно сделать акцент на взаимозаменяемости Имени существительного и Местоимения. Местоимению можно придать статус заместителя Имени существительного, обладающего некоторыми функциональными возможностями своего начальника. Все это намного упростит знакомство школьника с этой немного абстрактной частью речи.
Как известно, Местоимение ничего не обозначает, а лишь совершает некоторое указательное действие – в этом и заключается его простота и, как ни парадоксально, сложность понимания. Это правило именно своей легкостью и выбивается из общего стандарта и заставляет учащихся допускать ошибки. Вспоминая текст, дети пытаются его «насытить» всеми типичными фразами, как например – «обозначает», «отвечает на вопросы» и, не находя нужного ответа, т. к. такового нет, путаются и теряются в продолжении воспроизведения.
В представленной иллюстрации правила ключевыми являются две руки: указывающая на предмет и имитирующая желание молчания. При изначально правильном толковании этих жестов и связующего значения с Местоимением, можно гарантировать качественное и результативное запоминание правила. В ином случае, можно добиться нежелательного эффекта синонимичного толкования жеста молчания, как например: «указывает на предмет, но молчит»; «указывает на предмет, но не говорит», «показывает на предмет и не называет» и т. п. варианты. Здесь важно понимание, что вместе с картинкой ученик запоминает и конкретное слово, которое закреплено, «привязано» к ней. И, следовательно, стоит пресекать и настойчиво корректировать воспроизведение не по точному текстовому ряду правила : «Не показывает, а указывает», «не молчит, а не называет».
Местоимение –это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА
Сложность в этом простейшем разборе у детей возникает при выстраивании по памяти порядка характеристик каждого звука. Предполагается, что им нетрудно идентифицировать согласный и гласный звуки, но тяжело воспроизвести весь алгоритм, который у гласных и согласных звуков разный. Часто дети пишут на гласный звук характеристику согласного и наоборот. Решение проблемы здесь следующее: на картинке они видят железную дорогу, по которой ходят поезда с согласными и гласными звуками. Путь гласных короче, чем путь согласных, следовательно, характеристика звуковой дороги гласных меньше. Названия станций – это еще один игровой способ сохранить в долговременной памяти звуковую характеристику и порядок ее записи.
Важно, что на момент изучения фонетического разбора, школьники должны более-менее свободно ориентироваться в идентификации гласных и согласных звуков, звонких и глухих, твердых и мягких и их парности, соответственно. Для облегчения данной задачи в данной методике существует свой иллюстрированный материал по безошибочному определению каждой звуковой единицы.
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Изучение данной темы дается детям с большим трудом, а достижение результатов связано с непростыми шагами в преодолении многих сложностей. К ним можно отнести:
- незапоминание названий второстепенных членов предложения, ввиду отсутствия в детском воображении их предметного образа;
- путаница в графическом определении членов предложения;
- неумение ставить вопрос к слову для определения члена предложения;
- смешивание названий частей речи с членами предложения;
- незнание вопросов второстепенных членов предложения.
Одной из основных причин всех перечисленных факторов является отсутствие мотивации у современного школьника и образовательной инициативы, а проще понимания - для чего это необходимо учить.
Исходя из проблемы ошибочного разделения подлежащего и сказуемого при определении грамматической основы, возникла необходимость в определении «якоря», который будет олицетворять целостность и неразделимость двух понятий. Для этого прекрасно подходит образ грузовичка, который так и называется «Грамматическая основа». Кабина – подлежащее, кузов - сказуемое. Две части ОДНОГО ГРУЗОВИЧКА, ОДНОЙ ГРАММАТТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ. Надолго закрепить понятие в памяти учеников помогает фраза «Сколько грузовичков, столько и грамматических основ».
Второстепенные члены предложения изучаются по следующему алгоритму:
Обстоятельство.
1. Обязательное шифрование самого слова в виде ребуса, для эффекта запоминания. Как показывает практика, простая демонстрация и заучивание названия члена предложения не дает твердых результатов, потому что в словарном запасе младшего школьника отсутствует данное слово, а, следовательно, его лексикология для ребенка достаточно трудна.
2. Знакомство с Обстоятельством на примере «Любопытной бабули», которая задает массу вопросов: где, куда, откуда, как, почему, зачем? и т. п. и закрепление этого образа предметной картинкой.
Определение.
1. Шифрование понятия в виде ребуса.
2. Знакомство с Определением на примере «Полицейского», используя параллельно легенду:
«У Вас пропал велосипед. Вы идете в полицию. Полицейский задает вопросы: Какой велосипед пропал, Какая рама у велосипеда, Какое состояние велосипеда, Какие колеса?
Безусловно, в вопросах ключевой является первая часть, идентичная вопросам Определения, но, благодаря созданной легенде и предметному образу «Полицейского с велосипедом», учащиеся беспроблемно усваивают тему и не путают с другими членами предложений.
3. Для усиления результата у «Полицейского» есть второе название, отдаленно согласующееся со словом «Определение» - ОПеР.
Дополнение.
1. Знакомство с Определением на примере образа «Эхо». Схожесть с ним обуславливается парностью падежных вопросов.
Образец диалога Учителя с учащимися 2 класса:
- В пустой комнате произнесенное Вами слово возвращается Эхом.
- Это слово возвращается в первоначальном виде?
- Нет, характер его звучания изменен.
Вывод: Эхо ДОПОЛНЯЕТ наш вопрос, возвращая его немного измененным: кого? /чего?; кому? /чему? и т. д.
Графическое определение символов проходит параллельно с изучением каждого члена предложения и не отличается от традиционного метода.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Изучив все члены предложения, школьники приступают к практическим приемам по вычленению, в прямом и переносном слове, их в предложении.
И как неправильно они это делают знает каждый учитель.
Иллюстрируем данное утверждение простым примером из практики Задание: сделать синтаксический разбор предложения :
«На улице идет сильный дождь.»
Распространенный ответ школьника будет звучать так:
- Дождь – это подлежащее, подчеркиваем одной чертой.
- Дождь (что делает)
- Идет. Подчеркиваем двумя чертами.
- (где)
- На улице. Это обстоятельство, пунктир точка.
- Дождь (какой)
- Сильный. Это прилагательное, подчеркиваем волнистой линией.
Из данного размышления, понятно, что ученик путается в Членах предложения и Частях речи и не владеет алгоритмом разбора, в котором обязательно воспроизведение слова, от которого ставится вопрос, сам вопрос, ответ на него, определение Члена предложения, графическое его обозначение и соответствие Части речи.
Работа с иллюстрацией.
На рисунке видно, что двое героев должны встретиться, и для этого одному необходимо пройти путь через живописное болото. Т. к. вплавь нельзя, выход один - прыгать от листа к листу.
- Может ли девочка, минуя ближние листы, сразу прыгнуть на середину, на центральные листы?
- Нет, это невозможно.
- На какой первый лист должна прыгнуть девочка?
- На лист под названием «Подлежащее».
- Перед тем как прыгнуть, обязательно задаем вопрос «Кто?» или «Что?».
- Опускаемся на лист и называем его: «Что? – дождь. Это –подлежащее. Подчеркиваем одной линией».
- Какой лист теперь находится ближе к нам?
- Сказуемое.
- Перед тем как прыгнуть, стоит хорошо оттолкнуться от земли – стрелка вверх. Она указывает нам на слово, которое надо обязательно произнести перед вопросом –стрелка вправо. Это слово-название листа, на котором мы находимся. Сейчас это лист-подлежащее «Дождь». Его-то и необходимо назвать перед вопросом.
«Дождь (Что делает) идет. Это сказуемое. Подчеркиваем двумя линиями.
Обязательно стоит сделать акцент на правильном алгоритме передвижений от листа к листу: слово-вопрос-ответ-член предложения. В помощь для облегчения запоминания на рисунке у каждого листа изображены две стрелки –стрелка-слово и стрелка вопрос.
- Далее переходим к второстепенным членам. Отталкиваемся, называя слово листика.
- Идет (Где) на улице. Это обстоятельство. Подчеркиваем - пунктир точка.
На практике овладение знаниями по правильному алгоритму синтаксического разбора проходит гораздо быстрей. Большое значение здесь имеют элементы иллюстрации, которые подсказывают следующий шаг и сопутствующие с ним действия. Важная и первичная роль иллюстрации – это запоминание алгоритма разбора, чтобы избежать неверного комментирования, представленного в образце выше. Второстепенные члены предложения на этой картинке представлены, скорее, условно, чтобы показать их возможное участие в составе предложения. Они не несут сами по себе необходимость дальнейшего разбора группы подлежащего и группы сказуемого.
Главная цель – усвоение информации об «этапности» разбора : подлежащее - сказуемое – второстепенные члены, усваивается детьми уже на момент работы с грамматической основой. Проще говоря, «прыгать» по плакату на листики второстепенных членов предложения уже не требуется, это действие выполняется детьми уже в автономном режиме.
Далее использование рисунка приобретает все меньшую необходимость, т. к. дети «держат» его уже в своей памяти.