Сашина Кристина
Рисование городского пейзажа как средство развития графических навыков старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сашина Кристина Сергеевна
При анализе педагогической и искусствоведческой литературы по данному вопросу, было выявлено: что развитие графических навыков у детей дошкольного возраста это длительный процесс, который требует профессиональных знаний и времени. Когда ребенок начинает входить в мир «рисования», необходимо контролировать его умение держать правильно инструмент, а также пользоваться разнообразными материалами. Педагоги, которые занимались этим вопросом отмечали овладение маленькими детьми техникой рисунка. Которая необходима для создания рисунка.
Публикация «Рисование городского пейзажа как средство развития графических навыков старших дошкольников» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
ФГОС дошкольного образования разработал содержательную сторону целевых ориентиров по художественно- эстетическому развитию детей дошкольного возраста, на которые должен ориентироваться педагог дошкольного учреждения : у ребенка развита мелкая моторика и зрительно- двигательная готовность, которые связаны с формированием зрительно-двигательной координации, что обеспечивает творческое решение изобразительных задач и готовность к поискам новых способов компози-ционных изображений для передачи целостности образов; так же говорится о преемственности дошкольного учреждения школе. Но при этом психофизиологические особенности детей дошкольного возраста : несовершенство зрительного и двигательного анализаторов, незаконченность окостенения запястий и фаланг пальцев, слабое развитие мелких червеобразных мышц руки, несовершенство регуляции движений. Учебные задания подготовительного периода способствуют развитию координации движений, пространственных отношений, глазомера, укреплению мышц руки, усвоению гигиенических правил письма.
Перед поступлением ребенка в школу должна быть проведена колоссальная предварительная работа, для развития графических навыков. В основе графических упражнений лежит : штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии. Графические упражнения развивают внимание, зрительную память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах, функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности. Дети знакомятся с рабочей строкой, клеточкой, линейкой. [6]. При работе с графическими упражнениями, ребенок учится выполнять задание по инструкции, работать самостоятельно, не отвлекаясь на внешние факторы, так же учится грамотно и связно излагать свои мысли, что необходимо при его дальнейшем обучении в школе.
Основными материалами рисунка считаются карандаш, уголь, сангина и тушь.
В рисовании детей дошкольного возраста используются разнообразные изобразительные графические материалы, которые способствуют развитию мелкой моторики. Их использование обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка. Основными изобразительными средствами рисунка являются точка, линия, штрих, тон и светотень [3].
Все необходимые качества возможно развить, с помощью рисования городского пейзажа, или архитектурного пейзажа – который является видом пейзажного рисования. Все необходимые конструктивные элементы при рисовании любого архитектурного сооружения, знание которых поможет ребенку-дошкольнику сделать свою работу оригинальной и конструктивно правильной и активно использовать постройку в игровой, театральной и трудовой деятельности. С младшего возраста прививается детям понимание архитектуры, как необходимого их объекта окружающей действительности. Позже архитектура для детей преподносится как вид искусства. В первую очередь, знакомим детей с окружающим, мы обращаем их внимание на те элементы, которые дети видят и знают, то с чем они контактируют, это здание детского сада, их дома, в которых они живут, где играют и радуются жизни, не забывая подчеркнуть, что в здании для всех действий есть специальные комнаты. Так же рассматриваем окружающие здания: детский сад дома, в которых живут дети с родителями, друзья, сверстники, домашние животные, рассматриваем здания школ, магазинов. Позже рассматриваются памятники архитектуры родного города. Расставляем акценты, что сельские дома отличаются от городских. В сельских домах преобладает резьба, как украшение, и разная цветовая гамма. А жилые городские дома высокие, многоэтажные, по своей архитектуре более строгие, крыша, окна, двери, балконы. При ознакомлении детей с архитектурой необходимо ориентироваться на окружающие их объекты, чтобы дети видели те архитектурные объекты, которые расположены вблизи от их детского сада, дома и составляют окружающую среду.
Образы, полученные от различных сооружений, воспринимаемые детьми через посредство художественного слова, рождают у каждого ребенка свой образ, что способствует развитию воображения.
Необходимо знакомить детей с основными чертами разных типов сооружений и спецификой каждого вида. У каждого дома должны быть стены, крыша, окна, двери, может быть крылечко, труба. Части дома иногда украшены узором. Следует включить знакомство детей с художественными альбомами памятников архитектуры и с художественными открытками [7].
В эстетике и искусствознании вопросы о сущности архитектуры и ее ценности в социально-эстетическом плане рассмотрены в исследованиях И. А. Бартенева, Г. Б. Бархина, А. К. Бурова и других. Определение значения архитектуры в эстетическом воспитании и художественно-творческом развитии мы находим в работах Б. М. Неменского, Н. П. Сакулиной идругие. [4].
Единой программы по ознакомлению детей с архитектурой не существует. Возможно, поэтому и проблема разработки системы методов ознакомления с архитектурой остается недостаточно изученной.
При знакомстве детей с современными зданиями и некоторыми доступными для их понимания памятниками архитектуры, как отмечает Т. С. Комарова, развивается умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого архитектурного сооружения заключается не только в соответствии, но и в его оформлении. Знакомство с архитектурой способствует формированию и развитию познавательных интересов, детям предоставляется возможность ознакомления с широким кругом предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности, являются толчком к самостоятельной творческой деятельности.
В создании рисунка, в частности городского пейзажа ребенок развивает такие качества, как точность произвольных движений рук, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточение, развитие пространственной ориентации. Самостоятельная художественная деятельность помогает ребенку постепенно подойти к пониманию сущности графики, живописи. Выполняя трудовые манипуляции над рисунком, ребенок учится контролировать свои действия через представления изображаемого им объекта, оценивать их. Невероятно важно уметь выразить свойства предмета в его графической форме на плоскости, подчинить движения своей руки задуманной задаче изображения объекта.
Все выше перечисленные качества играют огромную роль при подготовке ребенка к школе.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL : https://www.edu.ru/index. php?page_id=5&topic_id=22&sid=29553/
3. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. М. : Ось-89, 2000. - 272 с.
4. Бологова С. Ю. Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой: Автореф. Дис…канд. пед. наук. -М. ,1996 – 18 с.
5. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006 – 192 с.
6. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования. - 3-е изд. М. : Педагогическое общество России, 2005. - 176 с.
7. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО. КРАСОТА - ПРОГРАММА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ – М. : Просвящение, 2011. – 315с.