Ася
Рискованное поведение подростков
▼ Скачать +Заказ
Рискованное поведение подростков
Что такое рискованное поведение подростков? Опасно ли это? Давайте попробуем разобраться:
Рискованное поведение – активность, направленная на экспериментирование подростков со своими собственными возможностями и преобразующая их отношение к ценности жизни.
Рискованное поведение может быть конструктивное и неконструктивное:
Конструктивное рискованное поведение подростков – вид активности, направленный на самопознание и самосовершенствование подростков и обусловливающий осознание ими ценности жизни;
Публикация «Рискованное поведение подростков» размещена в разделах
Неконструктивное рискованное поведение подростков – вид активности, направленный на разрушение объектов окружающего мира и/или саморазрушение подростков и обусловливающий отсутствие у них осознанного отношения к ценности жизни.
Почему подростки рискуют
Ответ на этот вопрос кроется в периоде взросления ребенка, когда ребенок вырастает в подростка. Этот переход бывает довольно болезненным и называется он кризис подросткового возраста. С психологической точки зрения в этот момент жизни происходит отход от родителей и проба себя как уже взрослого человека. Этот возраст можно назвать возрастом проб и ошибок.
Кроме этого, формирование собственной системы ценностей и процессы самоидентификации приводят к тому, что установки, привитые родителями и социальными институтами, подвергаются критике, а другое отношение к различным аспектам взрослой жизни еще не сформировано и не осознано применительно к себе.
Подростковый максимализм, незнание и отсутствие социального опыта, любопытство, желание попробовать разные стороны «взрослой жизни», давление сверстников или друзей более старшего возраста приводят к рискованному поведению.
В этот момент жизни подросток думает эмоциями и исходя из этого очень остро реагирует на происходящее с ним.
Если рискованное поведение это неизбежность, как снизить вероятность полного соцветия проявлений данного поведения?
Вот некоторые идеи для снижения вероятности рискованного поведения вашего ребёнка-подростка и повышения его безопасности:
Помогите ребёнку научиться оценивать риск. Вы можете говорить о поведении других людей и его последствиях (на примерах фильмов или новостей). Спрашивайте своего ребёнка, что он думает о причинах и последствиях, показанного рискованного поведения. Если он пока затрудняется проанализировать увиденное, вы можете поделиться своими идеями. Например, «Если бы он не торопился, а сначала подумал, то не попал бы в эту ситуацию».
Выработайте некоторые основные правила, согласованные с вашим ребёнком. Объясните ему, что эти правила направлены на то, чтобы сохранить его в безопасности. Решите вместе, какие последствия и санкции должны быть, если правила нарушены. Вы должны быть гибкими и адаптировать основные правила по мере роста вашего ребёнка и демонстрировать ему ваше доверие к его возрастающей ответственности.
Воспитывайте в своём ребёнке социально ориентированные ценности, чем раньше, тем лучше. Знание того, что важно для вашей семьи, для его друзей, для окружающих людей, поможет вашему ребёнку развить чувство ответственности и сформирует у него ценностную систему личности.
Вы должны знать, что ценность собственной жизни сама по себе не формируется. Необходимы специальные условия и структурированная определённым образом информация. А инстинкт самосохранения как раз и толкает на рискованное, противоправное и саморазрушающее поведение, как возможность доказать своё право существовать в определённом коллективе.
Держите своего ребёнка в поле зрения. Знание, с кем он и где он, может помочь вам предотвратить часть проявлений, связанных с риском.
Поддерживайте открытое общение. Постарайтесь быть близки со своим ребёнком. В данном периоде жизни для подростка нужно постараться стать старшим товарищем, чувствуя доверие и открытость с вашей стороны, ребенок сам подойдет к вам за информацией.
Будьте хорошим примером для подражания. Подростки руководствуются тем, что видят, как ведут себя их родители. Если ваш ребёнок видит, что вы применяете двойные стандарты – требуете от него соблюдение правил, но при этом сами их нарушаете, то он может не соблюдать ваши правила.
Поощряйте широкие социальные отношения. Вероятно, вы не можете помешать вашему ребёнку дружить с определённым человеком или группой друзей, но вы можете дать ему возможность завести других друзей, используя спортивные, общественные или семейные мероприятия. Принимайте друзей вашего ребёнка в своём доме, так вы будете знать, где он, по крайней мере, некоторое время.
Предоставьте подросткам пути отступления от рискованных ситуаций. Бывает много случаев, когда вашего ребёнка подталкивают к рискованному поведению его сверстники. Вы можете подсказать ему, как не поддаться давлению и не потерять авторитет и репутацию среди сверстников. Можно попробовать проиграть ситуации с разных сторон и это вам поможет найти оптимальные способы решения.
Содействие «безопасному» принятию риска
Подростки должны рисковать, чтобы узнать больше о себе и проверить свои способности. Попробуйте направлять эти тенденции в более безопасные и более конструктивные действия. Полные адреналина виды спорта, такие как скалолазание, боевые искусства, сноубординг или катание на горных велосипедах, могут принести множество острых ощущений. Некоторым подросткам может оказаться по душе занятия в драмкружке или другом творческом коллективе.
Другая стратегия – дать автономию и независимость подросткам в некоторых областях, чтобы они могли исследовать свою свободу. Автономия – это растущая способность вашего подростка мыслить, чувствовать, принимать решения и действовать самостоятельно.
Попробуйте позволить своему подростку принимать собственные решения в таких вещах, как например, какую причёску носить, чем заниматься после занятий в школе и когда ложиться спать (главное, чтобы вставал вовремя и не спал на уроках).
Теперь вы знаете? Риск – это важный способ для подростков узнать себя. Это может включать в себя незначительные проявления риска, например, попытки новых трюков в скейтпарке или настойчивые выражения непопулярного мнения. Такое поведение достигает максимума примерно в 15-16 лет и имеет тенденцию к уменьшению в раннем взрослом возрасте. Чтобы преодолеть этот пиковый период, начните целенаправленно прививать своему ребёнку систему социально ориентированных жизненных ценностей и главную ценность – ценность собственной жизни.
С уважением педагог-психолог Бологова Анастасия Геннадьевна.