Ирина
Воспитательный потенциал музыкального фольклора в формированию основ музыкальной культуры у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Мой народ сохранил сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч узоров», - сказал в конце XIX века патриарх духовного возрождения чувашского народа И. Я. Яковлев [7, с. 8]. Фраза эта стала крылатой, потому что отразила любовь и гордость, которыми окружал народ свои духовные ценности. Среди них «песня» занимает первое место.
Темочки:
Музыкальный фольклор, то есть музыка, создаваемая самим народом, является наиболее древним по происхождению видом музыкального искусства. По возрасту фольклор равен его носителю – этносу, истоки его уходят в древность [6, с. 283].
Общество стремится сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе и музыкальное наследие. На основе переживания, осознания красоты музыкального произведения ребенок приближается к эстетическому восприятию. Он развивается через познание культурного наследия и должен воспитываться так, чтобы быть способным его приумножить [2, с. 120].
Мы уверены, что дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения эстетической культурой средствами музыкального фольклора. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его духовного становления. Эстетическую культуру средствами музыкального фольклора детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней можно выделить два компонента:
1) индивидуальная музыкально-эстетическая культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;
2) музыкально-эстетическая культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства [3, с. 37].
Эффективность эстетического воспитания детей дошкольного возраста во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического воспитания (искусство, окружающая среда, природа, художественно-творческая деятельность) и интеграцией содержания предметов эстетического цикла (музыка, художественная литература, изобразительное искусство и художественный труд). Это, с нашей точки зрения, определяется тем, что различные виды искусства, прежде всего музыка, обладая своей спецификой и имея свои выразительно-изобразительные средства, имеют тенденцию к объединению и слиянию, то есть к синтезу.
Синтез различных видов искусства изначально характерен для музыкального фольклора, который должен занимать одно из центральных мест в воспитательно-образовательной работе с детьми. Фольклор возник и развивался в процессе коллективных форм труда и отдыха. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить традиционные народные посиделки, различные праздники, ярмарки, в которых в единстве проявлялось изобразительное, театрально-игровое, музыкально-словесное творчество народа. Именно поэтому народное искусство особенно близко детям дошкольного возраста : оно соответствует характеру их мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного).
Для нашего исследования основным средством формирования музыкально-эстетической культуры стали образцы музыкального фольклора. Здесь важно, чтобы содержание музыкальных образцов фольклора, его чувства и эмоции были доступны детям, вызвали эмоциональный отклик. Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания выявляются довольно рано. Примерно до трех лет формируются музыкальные эмоции, потребность к музыке, появляются простейшие суждения. С четвертого года жизни дети проявляют интерес к музыке, к определенным видам музыкальной деятельности. С шестого года жизни формируется способность мотивированной оценки, начало музыкального вкуса [4, с. 34].
Фольклор должен занять достойное место в репертуаре детей дошкольного возраста, истоки профессионального музыкального искусства в народной музыке. Народная музыкальная культура всегда являлась средством музыкального воспитания. Чтобы не утратить ценный источник народной культуры, важно уже с первых лет сделать фольклор близким детям [5, с. 34].
Богатство и разнообразие содержания детского музыкального фольклора позволяет отбирать для работы с детьми наиболее яркие его образы. Это оказывает положительное влияние на осознанное восприятие детьми элементов богатой человеческой культуры. Одной из особенностей дошкольного возраста является преобладание наглядно-образного мышления. Эта особенность отражена в методах и средствах воспитания дошкольников.
Музыкальный фольклор - важнейшее средство осознания и восприятия окружающего мира. Поэтому образцы музыкальных народных произведений так близки и понятны детям, способствуют обогащению их духовного мира, оказывают эффективное воздействие на весь уклад их жизни.
Как мы уже отмечали выше, к детскому музыкальному фольклору относятся и непосредственное творчество самих детей. Оно может проявиться в сочинении считалки с пением, дразнилок, во внесении новых движений, в известную народную игру с пением.
Исполняя считалки, приговорки, заклички, слушая колыбельные песни, частушки, потешки, играя в разнообразные народные игры, дети приобретают опыт, развивают кругозор, познают природу, окружающий мир, обогащается их словарный запас, происходит физическое развитие, совершенствуется культура поведения. У дошкольников формируется эстетический вкус, эстетическое восприятие мира.
В дошкольной педагогике накоплен богатый опыт воспитания детей с использованием народного музыкального творчества. В методическом плане весьма привлекательными становятся характерные черты музыкального фольклора : правильность, поэтичность, мелодическое богатство; ритмическое разнообразие, ясность и простота формы.
Народная музыка позволяет освоить, понять детям различные средства музыкальной выразительности : динамику, ритмический рисунок, темп, фразировку. Простота мелодий и логичность фразировки, характерные для образцов музыкального фольклора, развивают у дошкольников чувство музыкальной формы, а это способствует более выразительному выполнению движений детьми в хороводах, плясках.
Кроме того, как показал анализ литературы, такие образцы музыкального фольклора как народные игры способствуют воспитанию у них устойчивой интонации, умение согласовывать танцевальные движения с пением. Что особенно привлекательно, народные игры могут исполняться без музыкального сопровождения и вне занятий. Использование их в самостоятельной деятельности способствует развитию у детей творческой инициативы, самостоятельности.
Таким образом, фольклор может использоваться в разных видах музыкальной деятельности, но особенно широко используется в пении.
Педагоги-музыканты считают музыкальный фольклор незаменимым в работе над формированием певческих навыков, развитии голоса и слуха. Многие детские народные попевки и веснянки несложны по ритму и тексту, например: «Петушок», «Василек», «Зайка, ты зайка», «Поет, поет соловушка» используются успешно в работе в старших группах, их можно включать в качестве упражнений и распевания. Интонационные достоинства народных песен позволяют использовать их в младшем и старшем дошкольном возрасте [5, с. 33].
Протяженность в пении зависит от преобладания в тексте главных звуков. А это особенно характерно для народных попевок. Они хороши для обучения пению. Выученные в младшем дошкольном возрасте эти песенки можно использовать и в старшем дошкольном возрасте, предлагая детям более сложные задания: петь в разных тональностях, с различным звукообразованием, динамическими оттенками, исполнять песню на металлофоне.
Включать в учебно-воспитательный процесс ДОУ, на наш взгляд, следует не только русские народные песни, но и песни народов среднего Поволжья – татарские, башкирские, чувашские, мордовские, для которых характерны яркие специфические мелодические интонации. Это будет способствовать возникновению интереса к музыкальному творчеству других народов, населяющих наш многонациональный регион. Для более точного дифференцирования интонационных особенностей народных песен можно предложить детям сравнить попевки с аналогичным содержанием у разных народов. Ведь именно через слушание удается донести до сознания ребенка своеобразие народной песни, пробудить к ней неподдельный интерес.
Слушание музыкального фольклора предполагает знакомство с этнографическим исполнением. Это делает необходимым использование магнитофонных записей, при этом желательно, чтобы в дошкольном учреждении имелся фонд местных фольклорных записей. Слушание народных песен требует тщательной предварительной подготовки музыкального руководителя. В первую очередь должна быть продумана форма первоначального преподнесения песни. Интересным опытом является приглашение народных певцов, которые не только бы исполняли песню, но и сами рассказали бы о ней, о том, как она связана с народным бытом, почему им нравится. На этом же занятии можно организовать и разучивание песни, а это в свою очередь, станет средством непосредственной передачи детям народных исполнительских традиций. Примеры тесного сотрудничества детских садов и взрослых фольклорных коллективов имеются в передовой практике, и эта работа сохраняет и приумножает духовное богатство нашего общества.
В практике детского сада можно использовать народные мелодии при разучивании различных видов танцевальных движений. Профессор Н. А. Ветлугина рекомендует использовать в качестве музыкального сопровождения обработки народных мелодий, сделанными великими русскими композиторами Н. А. Римским-Корсаковым, М. П. Мусоргским, П. И. Чайковским и другими [1, с. 28].
Народная пляска тесно связана с народной песней. В хороводных играх, любимых дошкольниками, участники подражают либо трудовым процессам: «А мы просо сеяли», либо каким-либо животным: «Ворон». Ребенка увлекает в хороводах яркость, образность. Знакомя с хороводом, необходимо раскрыть главную мысль, идею песни перед детьми. Например, в хороводной игре «Как пошли наши подружки» проводится мысль о дружбе, заботливом отношении к товарищам.
Народные песни, мелодии станут более понятными, если они будут включены в игру на детских музыкальных инструментах. Дети старшего дошкольного возраста с огромным желанием знакомятся с детскими музыкальными инструментами, живо, эмоционально исполняют народные произведения.
Таким образом, можно сделать вывод, что фольклор достаточно широко используется во всех видах музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте закладываются основы эстетической культуры. Музыкальная деятельность должна быть направлена на накопление музыкальных впечатлений и развитие некоторых навыков: восприятие, эстетическое переживание, оценка музыки и исполнительство, творчество, музыкально-ритмическая деятельность.
Раннее приобщение детей к эстетической культуре, выбор ими того или иного вида для углубления к нему интереса важно в том плане, что дошкольное детство – решающий этап формирования художественного потенциала (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Ю. П. Юсов, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина).
Яркие переживания, полученные в процессе «общения» с музыкальным фольклором, оставляют неизгладимый след в душе ребенка, оказывают большое влияние на последующие его интересы, предпочтения, вкусы. Используя свой небольшой опыт, умение сравнивать, сопоставлять, выделять характерные признаки, выразительные детали, дети постепенно учатся отображать полученные впечатления в содержании своей разнообразной деятельности. Так, познание и осмысление музыкального фольклора, восхищение им обогащает индивидуальный опыт ребенка, позволяет усваивать ценности родной культуры.
Таким образом, как показывает анализ литературы, а также собственный педагогический опыт, музыкальный фольклор оказывает существенное влияние на развитие эстетической культуры детей. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности. Дети должны развиваться через познание культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способным его приумножить. Этому способствует внедрение высочайших образцов музыкального фольклора в образовательно-воспитательную практику ДОУ.
Использование ярчайших образцов музыкального фольклора в работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует:
1) формированию чувства гармонии, способности воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях, а также испытывать потребность в эстетической деятельности по законам красоты;
2) воспитанию любви, уважения к родным и близким, уважительное отношение к старшим и к сверстникам;
3) развитию патриотических чувств (повышение интереса к своей национальной культуре, искусству, в частности к народной песне).
4) закладывает основу нравственных качеств личности (интерес и любовь к прошлому и настоящему своей Родины, родного края, народу; бережное и деятельностное отношение к окружающей среде, родному дому, садику).
5) развивает творческие способности, желание импровизировать; подготавливает к восприятию классического музыкального искусства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1989. – 271 с.
2. Катинене, А. И. Педагогические условия формирования певческой деятельности детей 5-6 лет / А. И. Катинене. – М. : Просвещение, 1997. – 144 с.
3. Праслова, Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Г. А. Праслова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.
4. Радынова, О. П. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников / О. П. Радынова. – М. : Просвещение, 1993. – 175 с.
5. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. – М. : Просвещение, 2000. – 240 с.
6. Скотарева, Е. М. Становление субъектности у дошкольников в музыкальной деятельности : автореф. дис. …канд. пед. наук / Е. М. Скотарева. – Саратов, 2001. – 24 с.
7. Яковлев, И. Я. Духовное завещание / И. Я. Яковлев. – Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1992. – 28 с.