Юлия Черкасова
Конспект ООД по формированию основ экологической культуры в средней группе «В гости к Лесовичку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД в средней группе по познавательному развитию
на тему: «В гости к Лесовичку».
в рамках конкурса «Лучший воспитатель ДОУ-2017»
Цель: Обогащать знания детей о лесе. Продолжать формировать связную речь и закладывать основы экологической культуры.
Задачи :
Образовательные:
Расширять представления о деревьях;
Формировать умение рисовать дерево нетрадиционным способом.
Публикация «Конспект ООД по формированию основ экологической культуры в средней группе „В гости к Лесовичку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Средняя группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Активизировать речь детей, продолжать учить детей отвечать полным индивидуальным ответом.
Развивающие:
развивать связную речь, мышление, память, внимание детей;
Развивать звуковую культуру речи и обогащение словаря.
Развивать слуховое внимание, память, координацию речи с движением.
Воспитывающие:
воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой, воспитывать дружеские взаимоотношения с младшими детьми.
Образовательные области: «Художественное – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, продуктивная.
Словарная работа: названия деревьев кустарников (сосна, ель, береза, дуб, рябина, хвойные, лиственные, хвоя, желудь, валежник.
Предварительная работа: Рассматривание серии картинок «Деревья», чтение художественной литературы о лесе и деревьях, рисование осеннего леса, наблюдение на прогулках за деревьями участка группы, беседа: «Мы – друзья леса».
Методы и приё мы: сюрпризный момент, беседа, загадки, поощрения, объяснение, рассматривание предметных картинок, дидактические игры и упражнения, речевые игры, художественное слово, указания, игровые методы и приёмы.
Планируемые результаты: ребёнок умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость при разгадывании загадок); владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной деятельностью.
Материалы и оборудование: декорации леса: березы, ели, осенние листочки грибы, плоды деревьев (жёлуди, шишки ели и сосны, ягоды рябины, картинки дуба, березы, сосны рябины, ели, картинка с изображением плодов берёзы – серёжек. простые карандаши, гуашь, поролоновые губки, бумага формата А4, аудиозапись фонограммы «Звуки леса»,песенка лесовичка, картинки с изображением леса, поролоновые тампоны из губки, салфетки.
Ход:
Организационный момент:
Дети обходят группу детского сада и рассматривают его убранство. Замечают бугорок листьев.
Ведущий: Дети, да здесь кто-то есть. Может это зверь какой то спрятался?
Давайте посмотрим.
Ведущий начинает палочкой шевелить листья. Раздается голос Лесовичка.
Лесовичок : Ой, ой! Кто это мешает мне спать?
Он встаёт, потягивается, протирает глаза.
Лесовичок : Кто вы? Что вы делаете в моём лесу?
Ведущий: Мы любуемся осенним лесом, листочками. А ты кто?
Лесовичок : Как кто? (Поправляет одежду) Я старичок-Лесовичок.
Разве вы меня никогда не видели? Меня даже в мультфильмах снимают иногда.
Ведущий: Видели, видели. Только ты скажи, а ты нас не обидишь?
Лесовичок : Да нет же. Баба Яга заставляет меня детей пугать, а сам я добрый.
Лесовичок поёт песню Лесовичка,
Лесовичок : Ну, теперь-то вы меня не будете бояться, а?
Какие вы все хорошие, крепкие, кашу едите? Спортом занимаетесь?
Ведущий: Лесовичок, а что ты здесь делаешь?
Лесовичок.
Этот лес я сторожу
За порядком здесь слежу.
Лес, мой дом, для всех открыт
Он резною крышей крыт.
Коль с добром пришёл в мой дом,
Чудеса увидишь в нём.
Я хочу вас удивить
В гости к себе пригласить-
В таинственное царство,
В лесное государство!
Очень богатое царство моё
Несет красоту, и добро и тепло!
Мой волшебный, мудрый лес
Полон сказок чудес!
Все мы любим сказки и чудеса, и поэтому я предлагаю Вам отправиться в путешествие по лесному царству, но прежде чем отправиться в путь надо ответить на вопрос – что нельзя делать в лесу, если вы его друзья?
Дидактическая игра «Правила друзей леса».
Лесовичок показывает детям билеты со схематическим изображение правил поведения в лесу.
Дети угадывают по схеме и называют правила друзей леса.
Лесовичок.
Молодцы ребята! За это я вам одену медальоны, они помогут нам в нашем путешествие. А ещё у меня есть волшебный клубочек, он будет нам показывать дорогу.
Лесовичок.
Есть главные жители в царстве моем.
А как же мы жителей этих зовем? (Деревья.)
А царство мое как называется? (Лес.)
Лесовичок : Ребята, вы проделали долгий и трудный путь, наверно устали? Давайте присядем на лесную полянку, отдохнем и послушаем музыку леса.
Вот деревья здесь стоят
И листвою шелестят.
Ручьи малые текут,
Громко птицы здесь поют.
Кто немного помолчит,
Для тех лес вдруг зазвучит.
Звучит фонограмма «Звуки леса» (пение птиц, шум листвы, журчание ручейка, голоса зверей).
Беседа о деревьях: (с использованием наглядных моделей). Царство мое - лес, в нем много деревьев. Что такое дерево? (Дерево - самое большое растение.) Назовите его части. (Корни, ствол, ветки и листья, ветки и листья образуют крону дерева.) Как вы думаете, дерево живое? (Да.) Почему? (Оно растет, дышит, питается.)
Лесовичок : А сейчас мы поиграем с вами в игру, я буду описывать деревья, а вы будете угадывать, что это за дерево.
Дидактическая игра: «Узнай дерево по описанию:
(Воспитатель рассказывает о дереве, дети должны назвать его)
а) Он могучий, большой, у него толстый ствол. Его плоды – жёлуди, из которых вырастают молодые деревца. (Показ жёлудя)
-Дуб (отвечают дети). -Покажите картинку дуба на доске.
-Повторим описание дуба. (один ребёнок описывает дуб; при необходимости воспитатель задаёт ему вопросы) -Дуб большой или маленький?
-Какой у него ствол?
-Какие плоды у дуба?
б) Листья этого дерева - иголки, они называются хвоёй. Это полезное дерево, так как очищает воздух. Зимой и летом оно зелёного цвета.
Плоды – шишки.
- Ель (или сосна) - ответ детей.
- Правильно, ребята. Под это описание подходит и ель, и сосна.
- Покажите картинку ели на доске.
- А это ветка ели с шишкой. Ещё её называют еловой лапой. (Воспитатель показывает еловую ветку)
- Покажите картинку сосны.
- А это сосновая ветка с шишкой. (Воспитатель показывает ветку сосны)
В чём сходство ели и сосны?
-У них иголки, хвоя вместо листьев. Они зелёные и летом, и зимой. (ответ детей)
-Правильно, ребята. Ель и сосна имеют хвою, поэтому называются – ХВОЙНЫМИ деревьями. Деревья, имеющие листья, называются ЛИСТВЕННЫМИ.
- Дуб – это хвойное или лиственное дерево? - Лиственное (ответ детей).
Дети, а для кого лес еще является домом? (Для зверей и птиц.) Да. Какие звери живут в лесу? Какие птицы живут в лесу? (Дятел, синичка, кукушка, сова.) Лес – это не только дом для зверей и птиц, но и зеленый наряд земли. В лесу всегда чистый воздух, очень красиво, растут лекарственные растения, орехи, грибы и ягоды. Лес – это наше богатство!
Поэтому мы должны проявлять любовь и заботу ко всем обитателям лесного царства.
Лесовичок.
Ребята, я очень люблю играть, давайте с вами поиграем в игру «Оденем дерево». Обратите внимание на свои медальоны, которые я вам надел в начале нашего путешествия, на них нарисованы листочки деревьев, встаньте вместе дети с одинаковыми листочками, нарисованными на ваших медальонах. У нас получилось 3 команды. 1-я команда с дубовыми листьями, 2- команда с рябиновыми листьями и 3 команда с березовыми листьями. Теперь нужно выполнить следующее задание:
Дидактическая игра «Оденем дерево».
На столе лежат картинки изображающие стволы – дуба, рябины, березы. Ребята, найдите с какого дерева ваши листочки, Нашли? (Дети определяют стволы березы, дуба и клена.) Молодцы! Теперь выберете из листьев, разбросанных на столе листья своего дерева, и поместить их на ветки. Побеждает команда, которая быстрее справиться с заданием. Готовы? Начали!
Лесовичок.
Молодцы! Друг за другом вы поспевали, деревья правильно одевали. А вот и главные лесные жители! Загадки послушать о них, не хотите ли? (Дети отгадывают загадки и находят отгадки на картинках.)
- Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная! (ёлка)
- Я - богатырь, в лесу расту,
Для белки домиком служу.
А те плоды, что упадут,
Кабанчики всегда найдут. (дуб)
- Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза.)
- У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту В высоту. (сосна)
- Весной зеленела
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (рябина)
Лесовичок.
Ай да молодцы! Все деревья узнали! Ребята, чтобы вам запомнилась наша прогулка в лес, мы его зарисуем. Вы ведь любите рисовать? (Да.) Замечательно! Сначала подготовим наши руки к рисованию.
Физкультминутка
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, покажем,
Крылья сложили назад.
Лесовичок.
Мы сегодня деревья леса нарисуем необычным способом. В этом будет участвовать наша с вами рука, посмотрите! (Дети подходят к Лесовику, встают свободно.) Кладем левую руку на лист бумаги и обводим ее простым карандашом. (Выполняет и убирает руку.) На что это похоже? (На голову петушка, кустик, огонь, ежика и т. п.) А на дерево? (Да.) Покажите, где ствол, где ветки, крона. (Показывают.) А теперь попробуйте сами.
Дети обводят свои ладошки (воспитатель при необходимости оказывает помощь).
Лесовичок. Ребята, по-моему, чего-то не хватает. А чего, не пойму. (Листьев.) Когда дерево бывает с листьями? (Летом, ранней осенью, весной.) Будем нашим деревьям листья рисовать? (Да) Крону будем рисовать с помощью поролоновых тампонов из губки. Напоминаю, как это делается. (Показ.)
Выполненные детьми рисунки раскладывает на столе - это лес.
Лесовичок.
Как красиво! Какой замечательный у нас получился лес.
Заключительная часть.
Рефлексия.
- О чём мы сегодня беседовали?
- Описание какого дерева вам запомнилось больше? –
Назовите хвойное дерево.
- Назовите лиственное дерево.
- Как нужно вести себя в лесу?
Лесовичок :
Жителям лесным рисунки ваши я подарю,
А вас, ребята, я угощу.
Подходите, не стесняйтесь,
Угощайтесь, угощайтесь!
А что же - мы еще в лесу?
Нужно возвращаться!
Мы на миг закроем глазки,
Открываем - мы не в сказке.
В детский сад вам всем пора! До свиданья, детвора!