Папки-передвижки

Результаты и перспективы работы по сенсорному воспитанию (9 фото)

Галина Ивакина
Результаты и перспективы работы по сенсорному воспитанию

В сенсорном развитии, так же как и в умственном, физическом развитии определены требования программы. За основу мною были взяты комплексы показателей из работы специалиста по раннему детству Психилого-медико-социального Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца Е. Б. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)».

В 2009-2010 году возраст детей в нашей группе был с полутора до двух лет. На начало учебного года возраст детей был с 1 года 4 месяцев до 2-х лет. В связи с этим к концу учебного года дети должны были уметь:

1. ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;

Публикация «Результаты и перспективы работы по сенсорному воспитанию» размещена в разделах

2. ориентироваться в трех и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа);

3. собирать пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин;

4. соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);

В начале года я провела диагностику по выявлению у детей различных умений и навыков, т. е. определила уровень подготовленности детей к обучению.

Были проверены сенсорные способности малышей. Я выяснила, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы.

В работе я наметила следующие условия для выполнения задач:

-использование дидактических игр,

-создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.

Работа проводилась поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Найди такую же», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко», «Цветные гусенички» и др.

Результаты и перспективы работы по сенсорному воспитанию
Фото №1 В сенсорном развитии так же как и в умственном физическом развитии определены требования программы

Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Ва-режки разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Я постоянно разнообразила дидактический материал. Использовала и игры-самоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», мобиль «Карусель» и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.

Фото №2 За основу мною были взяты комплексы показателей из работы специалиста по раннему детству Психилого медико социального Центра Дошкольное детство им Фото №3 Волосовой Развитие ребенка раннего возраста основные показатели

Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы яркой окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Нарядим солнышко», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т. е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. В этой игре использовались и оттенки цветов. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали тождественные цвета.

Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, я заметила особый интерес к уголку ряжения. Мною были сшиты юбочки с ободочками синего, красного, желтого и зеленого цветов. При одевании юбочки нужно было подобрать ободок такого же цвета.

Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Дом». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую кружку и поставить кружку на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поста-вить синюю кружку и синюю тарелку и т. д.

Я учила ребят узнавать цвет и по словесному объяснению. Используя тот же дидактический материал, предлагала детям найти предметы заданного цве-та: «Подари желтый бантик. Возьми красный шарик. Надень синюю юбочку и т. д.»

Для закрепления величин – большой и маленький – в группе были подобраны парные игрушки: мишки, зайчики, матрешки, слоники, куклы, мячики, шарики, как одинакового цвета, так и разного. Закрепление величины проводилось как на занятиях, так и в повседневной жизни – играх, наблюдениях, режимных процессах, самостоятельной деятельности детей.

Для наглядного ознакомления с формой предметов было сконструировано панно, на котором изображены как отдельные формы - квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, так и изображения предметов для вычленения отдельных форм. Хочется отметить, что предметы также имеют разнообразную окраску.

Фото №4 В году возраст детей в нашей группе был с полутора до двух лет

Работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваи-вающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.

Проводилась работа и с родителями. Были проведены и оформлены консультации. Подробно рассказала родителям на родительском собрании о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков.

Оформлялась выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов, Объяснила взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома. Были сделаны папки-передвижки: «Зачем игрушки родителям?», «Развивающие игрушки», «Семь типов разви-вающих игр», «Маленькие игры», а также альбом «Правила посещения магази-на развивающих игр».

Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы.

В конце учебного года вновь была проведена диагностика, которая проводилась по основным показателям, предложенным Е. Б. Волосовой в книге «Развитие ребенка раннего возраста». Проведенная диагностика показала большой скачок знаний и умений к концу учебного года по всем разделам программы сенсорного воспитания.

Условные обозначения:

- норматив ребенок не выполняет, ещё им не заинтересован

V - ребенок делает попытки к выполнению норматива, проявляет к нему интерес

+ - норматив ребенок выполняет с интересом, правильно

Фото №5 На начало учебного года возраст детей был с года месяцев до х лет Фото №6 В связи с этим к концу учебного года дети должны были уметь Фото №7 ориентироваться в цветах некоторые называть подбирать по образцу Публикация Результаты и перспективы работы по сенсорному воспитанию размещена в разделах Темочки Фото №8 ориентироваться в трех и более контрастных величинах собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа

Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями про-граммы сенсорного развития.

В связи со сказанным становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного развития ребенка.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Результаты и перспективы работы по сенсорному воспитанию
Опубликовано: 10 апреля 2011 в 15:49
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Результаты и перспективы работы по сенсорному воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Галина Ивакина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД