Галина Ивакина
Результаты и перспективы работы по сенсорному воспитанию
В сенсорном развитии, так же как и в умственном, физическом развитии определены требования программы. За основу мною были взяты комплексы показателей из работы специалиста по раннему детству Психилого-медико-социального Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца Е. Б. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)».
В 2009-2010 году возраст детей в нашей группе был с полутора до двух лет. На начало учебного года возраст детей был с 1 года 4 месяцев до 2-х лет. В связи с этим к концу учебного года дети должны были уметь:
1. ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;
Публикация «Результаты и перспективы работы по сенсорному воспитанию» размещена в разделах
2. ориентироваться в трех и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа);
3. собирать пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин;
4. соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
В начале года я провела диагностику по выявлению у детей различных умений и навыков, т. е. определила уровень подготовленности детей к обучению.
Были проверены сенсорные способности малышей. Я выяснила, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы.
В работе я наметила следующие условия для выполнения задач:
-использование дидактических игр,
-создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.
Работа проводилась поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Найди такую же», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко», «Цветные гусенички» и др.
Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Ва-режки разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Я постоянно разнообразила дидактический материал. Использовала и игры-самоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», мобиль «Карусель» и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.
Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы яркой окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Нарядим солнышко», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т. е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. В этой игре использовались и оттенки цветов. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали тождественные цвета.
Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, я заметила особый интерес к уголку ряжения. Мною были сшиты юбочки с ободочками синего, красного, желтого и зеленого цветов. При одевании юбочки нужно было подобрать ободок такого же цвета.
Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Дом». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую кружку и поставить кружку на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поста-вить синюю кружку и синюю тарелку и т. д.
Я учила ребят узнавать цвет и по словесному объяснению. Используя тот же дидактический материал, предлагала детям найти предметы заданного цве-та: «Подари желтый бантик. Возьми красный шарик. Надень синюю юбочку и т. д.»
Для закрепления величин – большой и маленький – в группе были подобраны парные игрушки: мишки, зайчики, матрешки, слоники, куклы, мячики, шарики, как одинакового цвета, так и разного. Закрепление величины проводилось как на занятиях, так и в повседневной жизни – играх, наблюдениях, режимных процессах, самостоятельной деятельности детей.
Для наглядного ознакомления с формой предметов было сконструировано панно, на котором изображены как отдельные формы - квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, так и изображения предметов для вычленения отдельных форм. Хочется отметить, что предметы также имеют разнообразную окраску.
Работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваи-вающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.
Проводилась работа и с родителями. Были проведены и оформлены консультации. Подробно рассказала родителям на родительском собрании о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков.
Оформлялась выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов, Объяснила взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома. Были сделаны папки-передвижки: «Зачем игрушки родителям?», «Развивающие игрушки», «Семь типов разви-вающих игр», «Маленькие игры», а также альбом «Правила посещения магази-на развивающих игр».
Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы.
В конце учебного года вновь была проведена диагностика, которая проводилась по основным показателям, предложенным Е. Б. Волосовой в книге «Развитие ребенка раннего возраста». Проведенная диагностика показала большой скачок знаний и умений к концу учебного года по всем разделам программы сенсорного воспитания.
Условные обозначения:
- норматив ребенок не выполняет, ещё им не заинтересован
V - ребенок делает попытки к выполнению норматива, проявляет к нему интерес
+ - норматив ребенок выполняет с интересом, правильно
Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями про-граммы сенсорного развития.
В связи со сказанным становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного развития ребенка.