Илькова Дарья
Рекомендация для педагогов по организации воспитательного процесса для детей с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам необходимо учитывать остроту зрения.
Рекомендации по организации общения со слабовидящими дошкольниками.
В процессе общения со слабовидящими дошкольниками необходимо:
Публикация «Рекомендация для педагогов по организации воспитательного процесса для детей с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
• использовать принцип уважения и доброжелательности для построения общения с ребенком с нарушенным зрением;
• формировать у слабовидящего ребенка чувство уверенности в своих силах, но вместе с тем оказывать такому ребенку необходимую практическую помощь;
• стараться стоять как можно меньше против света в ходе общения с ребенком данной категории;
• называть ученика по имени, когда задаешь ему вопросы или делаешь замечание;
• использовать позитивную мотивацию в работе: создавать умышленные ситуации успеха и поощрения;
• не акцентировать внимание на физическом недостатке слабовидящего ребенка;
• не проявлять излишнего любопытства по поводу зрения ребенка указанной категории, а также не проявлять сентиментального сочувствия, которое раздражает детей;
• научить слабовидящего ребенка пользоваться помощью нормально видящего ребенка;
• научить ребенка с нарушением зрения ориентироваться в группе;
• по мере возможностей ребенка привлекать его к подвижным играм, спортивным мероприятиям.
Рекомендации по организации процесса обучения слабовидящих дошкольников.
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей слабовидящих детей.
Учитывать состояние зрительных функций, уровень развития зрительного восприятия, нарушения восприятия цвета слабовидящего ребенка, получать от врачей показания к использованию линз, очков, данные о противопоказаниях или дозировке физической нагрузки.
2. Соблюдение особенностей построения образовательной деятельности:
1) в ходе объяснения материала:
• сопровождать невербальные жесты, такие как кивок головы, жесты руками и т. п., словами и иногда прикосновением (похлопывание по плечу, так как слабовидящий ребенок не видит выражения лица;
• спокойно употреблять выражения, в которых встречаются слова «видеть, смотреть» и т. п. ;
2) при организации деятельности слабовидящего ребенка в ходе НОД:
• использовать упрощенный вариант задания, дифференцированную оценку результатов работы и т. д. ;
• разрешать слабовидящему ребенку вставать со своего места, чтобы лучше понять объяснение;
• давать больше времени ребенку с нарушением зрения на выполнение задания, так как слабовидящий ребенок всегда будет медленнее выполнять задание, чем остальные дети;
• обязательно проводить динамическую паузу со зрительной гимнастикой во время НОД, в режимных моментах и др.
3. Использование специальной наглядности в процессе обучения :
• использовать более крупную как фронтальную наглядность, так и дифференцированную, индивидуальную;
• использовать фоны, улучшающие зрительное восприятие при демонстрации объектов. Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем, коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы можно было лучше его рассмотреть во всех деталях. Предметы должны быть крупными, яркими по цвету, точными по форме и деталям;
• использовать подставки, позволяющие рассматривать объект в вертикальном положении;
• размещать объекты так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности;
• проводить демонстрацию картин на определенном фоне.
4. Организация рабочего места слабовидящего ребенка:
• сажать ребенка так, чтобы свет падал слева и сверху. Необходимо соблюдать разработанные нормативы освещенности – общая освещенность не менее 1000 люкс и дополнительная освещенность рабочего места;
• важно не оставлять дверцы шкафов приоткрытыми в целях безопасности ребенка;
• необходимо предупреждать слабовидящего ребенка, если в группе меняется месторасположение мебели.
• Использование данных рекомендаций в образовательной деятельности поможет педагогам организовать эффективный процесс обучения слабовидящего ребенка.