Ирина Окунева
Рекомендации воспитателю по работе с агрессивными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Общие направления стратегии работы с агрессивными детьми состоят в следующем :
1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
2. Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания;
3. Отработка навыков общения
4. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям).
Рекомендации воспитателям :
1. Включайте ребенка с агрессивным поведением в продуктивную деятельность чаще, чем других детей;
Публикация «Рекомендации воспитателю по работе с агрессивными детьми» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
2. Не оставляйте агрессивные реакции ребенка без внимания: давайте понять ребенку, что вы небезразлично относитесь к ним. Говорите о своем отношении к поведению ребенка;
3. Говоря о поведении ребенка, отмечайте конкретный поступок, не оценивайте негативно личность ребенка в целом;
4. Избегайте отрицательных оценок («плохой», «агрессивный», «злой» и т. п.);
5. Дайте возможность ребенку чаще проявлять заботу о других детях, о младших;
6. После проявления ребенком агрессивной реакции выразите свое отношение к нему и переключите ребенка на другую деятельность;
7. Не ругайте ребенка в присутствии других детей;
8. Отмечайте позитивное поведение ребенка в течение дня, его успех на занятиях, в играх;
9. В игровой деятельности помогайте ребенку создавать сюжеты и брать на себя роли, в которых ребенок может отреагировать свои эмоции, взять на себя роль сильного и доброго персонажа, который защищает других детей;
10. Количество замечаний ребенку сведите к минимуму.
Не запрещайте детям проявлять агрессию, но учите правильно выражать ее
• Обращайте внимание агрессивного ребенка на то, что он делает, когда злится: «Ты сейчас очень грубо сказал», «Ты портишь чужую вещь», «Ты разрушил башню, которую Даша так долго строила».
• Озвучьте чувства, которые возникают в ответ на агрессию. Говорите при этом не об агрессивном ребенке, а о том, кто подвергся его агрессии, не переходите на обсуждение личности ребенка: «Мне сейчас очень обидно», «Даша плачет», «Посмотри-ка, малыши в песочнице испугались».
• Четко называйте, каких действий вы хотите сейчас от ребенка. Не говорите риторически: «Да что же это такое!», «Ты чем думал?». Говорите конкретно, спокойным ровным тоном: «Прекрати», «Стоп», «Так делать нельзя», «Это Танина игрушка, отдай», «Отойди вот сюда», «Скажи то же самое без ругательств».
• Показывайте в игре детям разные формы проявления агрессии. В образе героя учите, как правильно защищаться и добиваться своего. Учите не отказу от агрессии, отступлению («ладно, забирай», а ее цивилизованному выражению («я сама сейчас хочу с этим играть», «мне это не нравится, не делай так»).
Игра «Утреннее приветствие»
Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, привитие навыка приветствия каждого ребенка в группе.
Ход игры:
Дети и взрослый встают в круг. Все берутся за руки. Взрослый, обращая взгляд поочередно к каждому, говорит: «Все мы проснулись и собрались вместе. И Толя здесь… И Саша здесь…» Все дети повторяют за взрослым. Взрослый вместе с детьми приветствуют друг друга: «Здравствуй, Толя! Здравствуй, Саша. Здравствуй, солнце!» Затем педагог оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь!» Дети повторяют хором: «Все здесь!» и крепко пожимают друг другу руки (или обнимают друг друга).
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА В ПРИЕМЛЕМОЙ ФОРМЕ
1. «Стаканчик для криков»
Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.
Оборудование: стаканчик.
Содержание. Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «стаканчиком для криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот стаканчик, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит его, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее. «Стаканчик для криков» должен храниться в определенном месте и не использоваться в других целях. Желательно, чтобы стаканчик был с крышкой, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора.
2. «Бокс на пальцах»
Цель: решение конфликтных ситуаций приемлемым способом
4. Выплескивать свой гнев не на человека, а на предмет (например, подушку)
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ, САМООБЛАДАНИЯ
4. «Говори!» (Лютова Е. К., Монино Г. Б.)
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Содержание. Скажите детям следующее. “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?»
(Педагог делает паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас в потолок?». «Говори!»; «Какой сегодня день недели?». «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д. ”
5. "Жужа"
Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.
"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. "Жужа" терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет "Жужей". Взрослый должен следить, чтобы "дразнилки" не были слишком обидными.
Игры, направленные на развитие эмпатии
6. «Мой хороший попугай» (дидактическая игра)
Цель: развитие чувства эмпатии, умения работать в группе.
Содержание. Дети стоят по кругу. Затем взрослый говорит: «Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова?» Дети предполагают: «Говорить с ним ласково», «Научить его играть» и т. д. Взрослый бережно передает кому-либо из них плюшевого попугая (мишку, зайца и др.). Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать попугая другому ребенку.
Игру лучше проводить в медленном темпе.
Варианты стратегий.
Стратегия Краткое описание
1. Стратегия на стимуляцию гуманных чувств Обращение к чувствам ребенка по отношению к жертве агрессии
2. Стратегия на осознание Выяснение взрослым причин и мотивов агрессии, их проговаривание с ребенком
3. Стратегия ориентации на состояние Привлечение внимания ребенка к состоянию другого (объекту агрессии, свидетелей агрессивного акта)
4. Стратегия на отреагирование Отреагирование ребенком негативных чувств «здесь и сейчас»
5. Стратегия на переключение Переключение ребенка на иную деятельность, состояние или поведение
6. Стратегия на положительное подкрепление, похвалу Похвала в ситуации самостоятельного овладения ребенком своими чувствами; в ситуации правильных ответных действий на агрессию
7. Стратегия на игнорирование Взрослый не замечает проявлений агрессии ребенком
8. Стратегия на отрицательное подкрепление Оценка действий агрессора как отрицательных, неприемлемых, их называние как негативных.
9. Стратегия на стимуляцию положительных эмоций Юмористическая оценка действий агрессора и ответа «жертвы»
10. Стратегия «стимуляция телесного контакта» Телесное соприкосновение с агрессором и жертвой; предметная игровая деятельность (контакт с предметом)
11. Стимуляция соревнования, соперничества. Создание игровых ситуаций соперничества.