Папки-передвижки

Рекомендации воспитателям логопедических групп «Автоматизация и дифференциация звуков в рассказах»

Анжелика Семернина
Рекомендации воспитателям логопедических групп «Автоматизация и дифференциация звуков в рассказах»
▼ Скачать + Заказать документы

«Автоматизация и дифференциация звуков в рассказах»

Этап автоматизации начинается после уверенного произнесения ребёнком изолированного звука без подготовки артикуляционного уклада, самостоятельно, спонтанно. Звук закрепляется в словосочетаниях, предложениях, текстах чистоговорок, загадок, скороговорок, стихов.

Публикация «Рекомендации воспитателям логопедических групп „Автоматизация и дифференциация звуков в рассказах“» размещена в разделах

Этап дифференциации заключается в обучении различению звуков, сходных по артикуляционным и акустическим признакам. Дифференциация осуществляется также, как и при автоматизации, последовательно от слога к тексту.

В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок.

Вашему вниманию подобраны рассказы, в сюжетах которых рассматриваются разные ситуации. Предложите детям объяснить смысл пословиц. Пусть ребенок проговорит слова с соответствующими звуками. Некоторые рассказы можно предложить детям пересказать после серии вопросов взрослого. Следите за правильной артикуляцией звуков.

[Л] – [Л’]

"Бельчонок и зайчонок"

На елке в дупле жила белка с бельчонком. Под елкой жила зайчиха с зайчонком. Белка кормила бельчонка шишками. Зайчиха давала зайчонку листок лопуха. Бельчонку шишки надоели. Стал он шалить, шишки из дупла кидать. Одной попал зайчонку прямо в лоб.

- Ой, Бельчонок, не балуй! – сказал Зайчонок. – Спустился бы ты с елки. Мы бы с тобой полакомились зеленым лопушком и сладкой листвой.

[Р] – [Р’]; [Л] – [Л’]

1. Ворон за море летал, умнее не стал.

Ездил барин за границу. Приехал к себе и затеял рожь руками сажать. Мужики сказали: «Ворон за море летал, умнее не стал».

(Л. Толстой)

2. Не за то бьют, что сер…

Волк съел овцу. Охотники поймали волка и стали его бить. Волк сказал: «Напрасно вы меня бьете: я не виноват, что сер». А охотники отвечают: «Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел».

(Л. Толстой)

3. Глупой птице свой дом не мил.

Девочка любила играть на улице, а придет в дом — скучает. Мать спрашивает: «Отчего ты скучаешь?» — «Дома скучно». Мать сказала: «Глупой птице свой дом не мил».

(Л. Толстой)

[Р], [Р’]-[Л], [Л’]

1. "Что делать с бобрятами?"

Раз Бобер прибежал к Кроту и говорит:

- Ты, Крот, перерыл весь лес и все поле. Пророй подземный ход в Африку. Там Кенгуру проживает, у нее есть сумка для детворы. Кенгуру дело делает, а кенгурята смирно в сумке сидят, только их носы торчат. Не ссорятся, не дерутся друг с другом, как мои сорванцы-бобрята. Совсем от рук отбились мои ребята.

- Всей душой помог бы тебе, Бобер, – ответил Крот, – но в Африке только жирафы плоды с деревьев срывают, да крокодилы в реках плавают. А Кенгуру прыгает по Австралии. Туда лучше на корабле плыть. Ты бы сбегал к Ежу за ежовыми рукавицами. Будешь ими бобрят в руках держать.

Задание к тексту:

Повторите слова и словосочетания: «Африка», «кенгуру», «сумка для детворы», «сидеть смирно», «носы торчат», «сорванцы-бобрята», «от рук отбились», «жирафы», «крокодилы», «Австралия», «ежовые рукавицы», «держать в руках», «отбились от рук».

Вопросы к тексту:

• Что просил Бобер у Крота?

• Почему ему нужно было встретиться с Кенгуру?

• Что означают выражения: «отбиться от рук», «ежовые рукавицы», «держать в руках»?

• Что посоветовал Крот Бобру?

2. "Бобер и еж"

Прибежал Бобер к Ежу, просит:

- Продай, Еж, рукавицы. Бобрят держать в руках буду.

- Нет у меня рукавиц, – отвечает Еж. Посмотри, мои иголки растут на спине. Шел бы ты, Бобер, свою плотину строить. А бобрятам журнал купил бы. Пусть они про Африку да Австралию тебе прочитают. Вот и будут ребята-бобрята под рукой и за ум возьмутся.

Вопросы и задание к тексту:

• Что просил Бобер у Ежа?

• Что посоветовал Еж Бобру?

• Повторите выражения: «за ум взяться», «быть под рукой».

[Ш] – [С]; [Ж] – [З]

"Лошадь и петушок"

Подошел петушок к лошади и спрашивает:

- Знаешь, лошадь, что я самая важная птица, а ты самое важное домашнее животное?

- Это почему? Коза, кошка, собака и корова тоже нужны и важны! – удивилась лошадь.

- Нет, мы важнее для человека, – возразил петушок.

- Слышал я, как дедушка рассказывал, что в прошлом крыши у избушек украшали деревянными петушками и лошадками.

- Да, сказывали мне об этом. Лошадь очень нужна была человеку. На ней пашню пахали, сено возили. Если вражеское войско нападало, хозяин отправлялся на сражение со своей лошадью. Хорошая лошадь – надежный дружок! Раненого спасет. А зимой на Рождество устраивались веселые гуляния, по три лошади в сани впрягали. Бежала тройка по снежной дорожке, полозья скрипели! Мороз щипал щеки ребятишкам. Гармошки играли, люди песни пели, смеялись. Так лошадь и в работе, и в праздники всегда была вместе с человеком. Поэтому он украшал крышу дома деревянной лошадкой. А вот почему еще и деревянные петушки на крышах избушек сидели, ума не приложу? – удивилась лошадь.

- Так это же я всех будил на работу и на праздник! – гордо крикнул петушок.

Вопросы к тексту:

• Кого петушок считал самой важной птицей и самым важным домашним животным?

• Чем люди украшали крыши своих домов?

• Что рассказала лошадь петушку?

• Как лошадь помогала человеку в поле, в сражении, на празднике?

• Что крикнул петушок?

[Ш] – [С]; [Ж] – [З]

"Найдёныш"

Малыши спешили в школу. Они шли шумной стайкой по широкой улице. Паша смешил Наташу, Саша шутил с Дашей, Маша и Алеша читали веселые стишки.

У школы под большой вишней Алеша увидел пушистого котенка. Он жалобно пищал.

- Злой пес может испугать его и загнать на вишню, – сказал Алеша.

Подошли ребята ближе.

- Он еще совсем малыш. Не умеет шоссе переходить, под машину попадет, – испугалась Маша.

- Нужно взять котенка в школу, но что скажет Надежда Степановна? Он будет мешать нам слушать учительницу, – призадумались малыши.

Паша захлопал в ладоши:

- Нашей нянюшке у вешалки скучно сидеть одной и беречь наши шубы да шапки. Пусть наш Пушок ей поможет.

Тете Даше Пушок по душе пришелся. Вяжет она свой носок, а котенок спит под вешалкой. Малыши каждый день навещают его.

Тетя Даша приговаривает:

- Время пробежит. Станет наш найденыш сторожить от мышей всю школу.

Вопросы и задание к тексту:

• Кто спешил в школу?

• Кого увидели малыши под большой вишней?

• Кто мог испугать котенка?

• Почему котенок мог попасть под машину?

• Что решили сделать ребятишки с котенком?

• Как называла тетя Даша котенка?

• Что он будет делать, когда подрастет?

• Пусть ребенок повторит слова и словосочетания: «найденыш», «по душе пришелся».

Развивайте у детей навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите их дружить друг с другом, делить успехи и неудачи: все это ребятам пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

Желаю Вам успехов!

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш)Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш) Дифференциация звуков - важный процесс. У детей с ОНР и ФФНР звуки закрепляются длительное время, поэтому логопеду необходимо использовать.

Дидактическое пособие-тренажёр «Чудо-ладошки». Автоматизация, дифференциацияДидактическое пособие-тренажёр «Чудо-ладошки». Автоматизация, дифференциация Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Радуга» д. Николаевка муниципального района.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект логопедического занятия «Фиксики. Дифференциация звуков [з]-[с]» Цель: различение согласных З-С в слогах, словах, предложениях. Образовательные задачи: - закреплять знания обучающихся о парных согласных.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации воспитателям логопедических групп «Автоматизация и дифференциация звуков в рассказах»
Опубликовано: 17 марта 2024 в 13:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации воспитателям логопедических групп «Автоматизация и дифференциация звуков в рассказах»» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Семернина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД