Анжелика Семернина
Рекомендации воспитателям логопедических групп «Автоматизация и дифференциация звуков в рассказах»
▼ Скачать +Заказ
«Автоматизация и дифференциация звуков в рассказах»
Этап автоматизации начинается после уверенного произнесения ребёнком изолированного звука без подготовки артикуляционного уклада, самостоятельно, спонтанно. Звук закрепляется в словосочетаниях, предложениях, текстах чистоговорок, загадок, скороговорок, стихов.
Публикация «Рекомендации воспитателям логопедических групп „Автоматизация и дифференциация звуков в рассказах“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Этап дифференциации заключается в обучении различению звуков, сходных по артикуляционным и акустическим признакам. Дифференциация осуществляется также, как и при автоматизации, последовательно от слога к тексту.
В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок.
Вашему вниманию подобраны рассказы, в сюжетах которых рассматриваются разные ситуации. Предложите детям объяснить смысл пословиц. Пусть ребенок проговорит слова с соответствующими звуками. Некоторые рассказы можно предложить детям пересказать после серии вопросов взрослого. Следите за правильной артикуляцией звуков.
[Л] – [Л’]
"Бельчонок и зайчонок"
На елке в дупле жила белка с бельчонком. Под елкой жила зайчиха с зайчонком. Белка кормила бельчонка шишками. Зайчиха давала зайчонку листок лопуха. Бельчонку шишки надоели. Стал он шалить, шишки из дупла кидать. Одной попал зайчонку прямо в лоб.
- Ой, Бельчонок, не балуй! – сказал Зайчонок. – Спустился бы ты с елки. Мы бы с тобой полакомились зеленым лопушком и сладкой листвой.
[Р] – [Р’]; [Л] – [Л’]
1. Ворон за море летал, умнее не стал.
Ездил барин за границу. Приехал к себе и затеял рожь руками сажать. Мужики сказали: «Ворон за море летал, умнее не стал».
(Л. Толстой)
2. Не за то бьют, что сер…
Волк съел овцу. Охотники поймали волка и стали его бить. Волк сказал: «Напрасно вы меня бьете: я не виноват, что сер». А охотники отвечают: «Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел».
(Л. Толстой)
3. Глупой птице свой дом не мил.
Девочка любила играть на улице, а придет в дом — скучает. Мать спрашивает: «Отчего ты скучаешь?» — «Дома скучно». Мать сказала: «Глупой птице свой дом не мил».
(Л. Толстой)
[Р], [Р’]-[Л], [Л’]
1. "Что делать с бобрятами?"
Раз Бобер прибежал к Кроту и говорит:
- Ты, Крот, перерыл весь лес и все поле. Пророй подземный ход в Африку. Там Кенгуру проживает, у нее есть сумка для детворы. Кенгуру дело делает, а кенгурята смирно в сумке сидят, только их носы торчат. Не ссорятся, не дерутся друг с другом, как мои сорванцы-бобрята. Совсем от рук отбились мои ребята.
- Всей душой помог бы тебе, Бобер, – ответил Крот, – но в Африке только жирафы плоды с деревьев срывают, да крокодилы в реках плавают. А Кенгуру прыгает по Австралии. Туда лучше на корабле плыть. Ты бы сбегал к Ежу за ежовыми рукавицами. Будешь ими бобрят в руках держать.
Задание к тексту:
Повторите слова и словосочетания: «Африка», «кенгуру», «сумка для детворы», «сидеть смирно», «носы торчат», «сорванцы-бобрята», «от рук отбились», «жирафы», «крокодилы», «Австралия», «ежовые рукавицы», «держать в руках», «отбились от рук».
Вопросы к тексту:
• Что просил Бобер у Крота?
• Почему ему нужно было встретиться с Кенгуру?
• Что означают выражения: «отбиться от рук», «ежовые рукавицы», «держать в руках»?
• Что посоветовал Крот Бобру?
2. "Бобер и еж"
Прибежал Бобер к Ежу, просит:
- Продай, Еж, рукавицы. Бобрят держать в руках буду.
- Нет у меня рукавиц, – отвечает Еж. Посмотри, мои иголки растут на спине. Шел бы ты, Бобер, свою плотину строить. А бобрятам журнал купил бы. Пусть они про Африку да Австралию тебе прочитают. Вот и будут ребята-бобрята под рукой и за ум возьмутся.
Вопросы и задание к тексту:
• Что просил Бобер у Ежа?
• Что посоветовал Еж Бобру?
• Повторите выражения: «за ум взяться», «быть под рукой».
[Ш] – [С]; [Ж] – [З]
"Лошадь и петушок"
Подошел петушок к лошади и спрашивает:
- Знаешь, лошадь, что я самая важная птица, а ты самое важное домашнее животное?
- Это почему? Коза, кошка, собака и корова тоже нужны и важны! – удивилась лошадь.
- Нет, мы важнее для человека, – возразил петушок.
- Слышал я, как дедушка рассказывал, что в прошлом крыши у избушек украшали деревянными петушками и лошадками.
- Да, сказывали мне об этом. Лошадь очень нужна была человеку. На ней пашню пахали, сено возили. Если вражеское войско нападало, хозяин отправлялся на сражение со своей лошадью. Хорошая лошадь – надежный дружок! Раненого спасет. А зимой на Рождество устраивались веселые гуляния, по три лошади в сани впрягали. Бежала тройка по снежной дорожке, полозья скрипели! Мороз щипал щеки ребятишкам. Гармошки играли, люди песни пели, смеялись. Так лошадь и в работе, и в праздники всегда была вместе с человеком. Поэтому он украшал крышу дома деревянной лошадкой. А вот почему еще и деревянные петушки на крышах избушек сидели, ума не приложу? – удивилась лошадь.
- Так это же я всех будил на работу и на праздник! – гордо крикнул петушок.
Вопросы к тексту:
• Кого петушок считал самой важной птицей и самым важным домашним животным?
• Чем люди украшали крыши своих домов?
• Что рассказала лошадь петушку?
• Как лошадь помогала человеку в поле, в сражении, на празднике?
• Что крикнул петушок?
[Ш] – [С]; [Ж] – [З]
"Найдёныш"
Малыши спешили в школу. Они шли шумной стайкой по широкой улице. Паша смешил Наташу, Саша шутил с Дашей, Маша и Алеша читали веселые стишки.
У школы под большой вишней Алеша увидел пушистого котенка. Он жалобно пищал.
- Злой пес может испугать его и загнать на вишню, – сказал Алеша.
Подошли ребята ближе.
- Он еще совсем малыш. Не умеет шоссе переходить, под машину попадет, – испугалась Маша.
- Нужно взять котенка в школу, но что скажет Надежда Степановна? Он будет мешать нам слушать учительницу, – призадумались малыши.
Паша захлопал в ладоши:
- Нашей нянюшке у вешалки скучно сидеть одной и беречь наши шубы да шапки. Пусть наш Пушок ей поможет.
Тете Даше Пушок по душе пришелся. Вяжет она свой носок, а котенок спит под вешалкой. Малыши каждый день навещают его.
Тетя Даша приговаривает:
- Время пробежит. Станет наш найденыш сторожить от мышей всю школу.
Вопросы и задание к тексту:
• Кто спешил в школу?
• Кого увидели малыши под большой вишней?
• Кто мог испугать котенка?
• Почему котенок мог попасть под машину?
• Что решили сделать ребятишки с котенком?
• Как называла тетя Даша котенка?
• Что он будет делать, когда подрастет?
• Пусть ребенок повторит слова и словосочетания: «найденыш», «по душе пришелся».
Развивайте у детей навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите их дружить друг с другом, делить успехи и неудачи: все это ребятам пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
Желаю Вам успехов!