Курбатова Варвара
Рекомендации воспитателям и специалистам по работе с детьми с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Дети-аутисты. Рекомендации по работе с аутистами
В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Тогда К. С. Лебединская предложила создать специальные образовательные учреждения для оказания квалифицированной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). К сожалению, в то время предложения не были реализованы. И до сих пор остается совершенно непонятным, где и как обучаться такому ребенку. В большинстве случаев дети учатся дома, не имея возможности посещать групповые занятия в соответствии со своим возрастом. А ведь аутизм и есть нарушение способности к общению, поэтому очень важно, чтобы коррекционная помощь детям и их родителям оказывалась своевременно.
Публикация «Рекомендации воспитателям и специалистам по работе с детьми с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Но как эти условия создать — не сказано ни в законе, ни в каких-либо подзаконных актах.
Единственным нормативным документом, регламентирующим организацию работы с детьми-аутистами, является инструктивное письмо, которое разработано Лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Московского института коррекционной педагогики под руководством О. С. Никольской и Е. Р. Баенской. В письме изложены принципы работы с детьми-аутистами, проанализированы возможности их обучения в инклюзивных группах и классах, но не описана система интеграции таких классов в массовую школу. Данный процесс не обеспечен законодательной и правовой базой.
Между тем, по оценкам экспертов, в настоящее время особенности в развитии, называемые РАС, имеет один ребенок из тысячи. Несмотря на это, в России многие родители по-прежнему не имеют возможности получить адекватную помощь и поддержку, не понимают, где и как они могут обучать своих детей. А педагоги, в свою очередь, не имеют методик работы с такими детьми и в силу этого не могут оказать им должную помощь.
Кто же такие дети-аутисты, в чем их особенность, а также рассмотрим методы терапии, почерпнутые из опыта зарубежных коллег, и определим, какие из этих методов можно применить в российской системе образования, а именно в нашем детском саду. И самое главное — попытаемся понять, как же взаимодействовать с такими детьми в условиях массового детского сада.
Давайте,совместно со всеми дадим определение к слову «Аутизм», как это понимает индивидуально каждый из нас. Предлагаю продолжить предложение: «Я думаю,аутизм- это…» (фиксирую мысли на ватмане…Затем,даю определение с научной точки зрения)
«Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства».
«Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие».
В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней
МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.
Особенности поведения ребенка-аутиста
Психолог предлагает участникам семинара представить себе ребенка с подобными особенностями. На доске схематически представлена фигура ребенка, рядом с доской ставится коробка с карточками, на которых написаны те или иные особенности поведения ребенка. Каждый педагог подходит к доске, вытягивает из коробки карточку, решает, соответствует ли предложенная на карточке характеристика поведению ребенка-аутиста, и в случае соответствия прикрепляет карточку на доску.
Во время выполнения задания психолог никак не комментирует ответы педагогов. Когда все участники сделали свой выбор, психолог проводит анализ коллективно составленного портрета, отмечая характерные признаки ребенка-аутиста. После того как комментарий завершен, психолог спрашивает: «Может быть, после нашего обсуждения кто-то хочет изменить свое мнение?» Если кто-то из педагогов понял, что его ответ неверен, он может его исправить и прикрепить карточку на доску (или снять с доски). При этом важно не акцентировать внимание на ошибках педагогов.
Признаки аутизма
Черты обычного ребенка Черты ребенка-аутиста
- постоянно задает вопросы,
- залезает на горку, на верх дивана,
- любит играть на детской площадке, когда там много детей,
- активно привлекает детей в свою игру,
- любит кошек,
- разбирает вещи по частям,
- разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми,
- любит разноцветные шерстяные свитера,
- любит громкую музыку,
- любит играть на барабанах или стучать,
- требует новых игрушек,
- постоянно переставляет, игрушки и вещи в комнате,
- пьет из разных чашек - не смотрит в глаза,
- не играет со сверстниками,
- не испытывает радость,
- не нуждается в контакте с окружающими,
- не разговаривает с окружающими,
- повторяет одни и те же слова или предложения,
- выполняет одни и те же механические движения,
- играет только с определенными игрушками,
- использует постоянные ритуалы,
- играет с мелкими игрушками,
- выстраивает предметы в ряд,
- общается только с одним членом семьи,
- общается с одним выбранным взрослым,
- избирателен в еде,
- предпочитает еду одного цвета,
- не любит телесный контакт,
- избирателен в одежде,
- часто ходит босиком,
- плохо спит,
- играет один,
- фантазирует,
- делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами,
- постоянно намеренно соблюдает определенные правила,
- сопротивляется переменам,
- выполняет действия в определенном порядке,
- совершает действия, приносящие вред ему самому,
- боится громких звуков, закрывает уши руками,
- избегает яркого света,
- нюхает предметы, в том числе и несъедобные,
- избегает двигательной активности,
- не переносит прикосновения к себе,
- боится испачкаться,
- быстро утомляется,
- хаотично передвигается по помещению
Этапы помощи аутичному ребенку
Конечно же, каждый ребенок индивидуален. В особенности дети-аутисты. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:
• посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);
• посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);
• пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга);
• обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;
• начать работу с соответствующим специалистом.
Способы работы с детьми-аутистами
Ведущий-психолог предлагает участникам семинара разделиться на команды (число команд зависит от количества участников, в команде должно быть не более 4–5 человек). Каждой команде дается материал, посвященный существующим в настоящее время способам работы с детьми-аутистами (российский и зарубежный опыт). Задача команды — познакомившись с материалами, обсудить преимущества и недостатки метода, а по истечении заданного ведущим времени представить его другим командам и сформулировать практические советы для родителей и воспитателей, использующих данный вид терапии при работе с ребенком-аутистом.
Если позволяет время, можно раздать командам ватман и фломастеры и предложить проиллюстрировать свой рассказ схемами, картинками, высказываниями.
Методы работы с детьми-аутистами
1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)
2. Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия
3. Концепция ТЕАССН
4. Холдинг-терапия
5. Сенсорная интеграция
6. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)
Подведение итогов семинара
Педагоги продолжают работать в тех же командах. Каждая команда получает перечень рекомендаций по работе с детьми-аутистами.
Список нужно обсудить в группах и разделить рекомендации на три части. Обвести те способы, которые педагоги уже используют (возможно, это какие-то установленные правила или навыки, которыми педагоги уже обладают).
Затем обвести те рекомендации, которые педагоги могли бы использовать в своей работе, и зачеркнуть те рекомендации, которые, по мнению педагогов, на данном этапе практически невозможно реализовать.
Рекомендации по работе с детьми-аутистами
• Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:
• Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
• Принимайте его таким, какой он есть.
• Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
• Придерживайтесь определенного режима дня.
• Соблюдайте ежедневные ритуалы.
• Не трогайте ребенка.
• Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
• Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
• Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
• Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
• Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
• Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
Во что играть с маленьким ребенком-аутистом:
• хороводные игры,
• игры с правилами,
• пускать мыльные пузыри,
• игры с водой,
• игры, направленные на развитие мелкой моторики. Как учить ребенка-аутиста:
• доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
• избегать переутомления;
• четко организовывать пространство;
• использовать подписанные системы хранения;
• подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
• обращаться к ребенку по имени;
• обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
• осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
• использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
• постоянно развивать крупную и мелкую моторику.