Оксана Татмянина
Рекомендации учителя-дефектолога для родителей детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации учителя-дефектолога для родителей детей с РАС
Рекомендации для родителей детей с РАС
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это комплексное нарушение развития, которое характеризуется отклонениями в социальных взаимодействиях и коммуникациях, ограниченностью интересов и повторяющимися действиями.
Особенности детей с РАС:
- выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия;
- сложность организации собственной деятельности и поведения;
- неравномерность и специфика развития психических функций;
- трудности в установлении продуктивного взаимодействия с окружающими;
Публикация «Рекомендации учителя-дефектолога для родителей детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- необходимость в специально организованном образовательном пространстве.
Для обучения аутичных детей используются различные подходы — от понуждающего обучения и условно-рефлекторных методов до стимуляции и поддержки развития сохранных сторон психики и поведения. Предпочтительным является комбинированный подход, реализующий потенциальную эффективность различных методов.
Принимайте ребенка таким, какой он есть. Не унижайте его и не говорите при нем о его недостатках.
Одной из особенностей таких детей являются то, что им трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Будьте последовательны.
Соблюдайте определенный режим дня. Выполняйте ежедневные ритуалы.
Родителям нужно помнить, что такому ребенку нужно гораздо больше времени для адаптации.
Создайте укромное место, где ребенок может посидеть в одиночестве, поиграть, расслабиться.
Обязательным компонентом в воспитании ребенка с РАС является психолого-педагогическая коррекция. Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть в дошкольном и младшем школьном возрасте. И именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей. Если семья активно участвует в коррекционном процессе, результаты его окажутся более благоприятными. Дети с аутизмом нуждаются в ранних коррекционных занятиях, направленных на развитие их познавательной сферы, речи, тонкой моторики, изобразительной деятельности. В процессе этих занятий ребенка учат контактировать со взрослым, корригируют его эмоциональное состояние и поведение, обогащают жизненный опыт, организуют его произвольную деятельность. В воспитании семье может помочь психолог, педагог-дефектолог. В большинстве случаев воспитание и обучение ребенка необходимо сочетать со специальным медикаментозным лечением.
Обучайте навыкам самообслуживания и социально – бытовой ориентировки. Первостепенной задачей родителей, обучающих детей с аутизмом гигиеническим навыкам, является устранение всех раздражителей, которые могут напугать ребенка или вызвать у него неприятные ощущения.
Следующая задача — постепенное и доброжелательное обучение малыша гигиеническим навыкам. При этом необходимо похвалить и наградить ребенка за любые, даже очень незначительные успехи. Его следует постоянно подбадривать, вселять в него чувство уверенности.
Особенно родителям следует быть терпеливыми при воспитании у малыша навыков опрятности. Многие дети с аутизмом длительное время боятся горшка. Обучать этим навыкам малыша следует систематически. Высаживать на горшок необходимо через строго определенные промежутки времени: утром сразу после сна, затем после завтрака и далее через каждый час. В то время, когда ребенок сидит на горшке, вам нужно быть рядом с ним. Но только не отвлекайте его внимание игрушками. Следите, чтобы малыш не сидел долго на горшке (не более 5 мин, не играл на нем в игрушки. Горшок, который предлагается ребенку, должен быть удобным, желательно с мягким стульчиком. Старайтесь, чтобы горшок находился в строго определенном месте, стимулируйте ребенка, чтобы он сам шел к нему и садился на горшок. Мальчиков как можно раньше обучайте мочиться стоя. Если ребенок с аутизмом научился пользоваться унитазом, никогда не спускайте воду в тот момент, когда он еще сидит на унитазе. Помните, это может вызвать у него большой страх.
Если ребенок длительное время не может овладеть гигиеническими навыками, не может пользоваться туалетом, не ругайте его. Будьте терпеливы и спокойны, когда меняете его одежду, но не прекращайте своих действий по воспитанию у него этих навыков.
При обучении ребенка навыкам приема пищи особенно важно соблюдать режим питания, пищу рекомендуется давать в одни и те же часы, за одним и тем же столом. Для приема пищи у ребенка должна быть любимая посуда.
Родителям следует знать, что аутичного ребенка может пугать вид новой пищи, поэтому все новые блюда необходимо предлагать крайне осторожно, ставя их вначале подальше от ребенка. Взрослые же с аппетитом и комментариями «Ах, как вкусно!» едят эту пищу. Постепенно и у ребенка появится любопытство, и он осторожно попробует ее.
Следите за тем, чтобы во время приема пищи ребенок с каждым днем становился все более и более самостоятельным, осваивал бы все новые и новые навыки.
Детей с аутизмом следует как можно раньше привлекать к помощи по дому. Дети должны принимать участие в приготовлении пищи, мытье посуды, уборке помещения. Для аутичного ребенка очень полезно, если в доме есть какие-либо животные: кошка, собака, черепаха, птицы, рыбки. Ребенка следует научить заботиться о них.
Научитесь замечать изменения в поведении ребенка. Помните, что неправильное поведение быстро входит в привычку, поэтому боритесь с ним незамедлительно. Поощряйте ребенка за хорошее поведение. Хвалите его как можно чаще, например, за выполненную инструкцию, за разученный новый навык и др. Показывайте своё одобрение каждый раз, как только ребёнок успешно выполнил задание. Но знайте, большинство детей-аутов не помнят того, что произошло вчера, и вчерашняя похвала может показаться им беспричинной.
Всякий раз, когда ребенок впервые хорошо выполняет какое-то действие, не скупитесь на похвалы: поощряйте его словесно, мимикой и жестами, улыбайтесь, смейтесь, хлопайте в ладоши. По мере того, как ребенок все прочнее осваивает новый навык и привыкает к своему достижению, похвалы должны плавно сходить на нет.
Учитель-дефектолог Татмянина О. А.