Папки-передвижки

Рекомендации учителя-логопеда для родителей детей раннего возраста

Елена Дементьева
Рекомендации учителя-логопеда для родителей детей раннего возраста

Рекомендации учителя-логопеда для родителей детей раннего возраста.

«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью,

говорит то, что думает, а не то, что надо.

Не поучать и обучать, а играть с ним,

фантазировать, сочинять, придумывать –

вот, что необходимо ребенку».

Джанни Родари

Современные исследования развития детей раннего и младшего дошкольного возраста свидетельствуют о том, что уровень нервно-психического и речевого развития большинства детей, поступающих в детский сад, не соответствует возрастной норме. Наибольшие трудности у детей раннего возраста наблюдаются в недоразвитии активной речь и сенсомоторном развитии, поскольку с 1 до 3 лет именно эти функции наиболее чувствительны к влиянию неблагоприятных биологических факторов:

Публикация «Рекомендации учителя-логопеда для родителей детей раннего возраста» размещена в разделах

• ухудшение экологической обстановки;

• дефицит йода и фтора;

• патологии беременности;

• родовые травмы;

• ослабленное здоровье детей;

• недоразвитие органов артикуляционного аппарата.

В качестве социальных причин, вызывающих отклонения в развитии данных функций, выявляются:

• неблагоприятное речевое воспитание ребенка;

• снижение речевой культуры общества в целом.

Современный ребенок, продолжительное время находящийся у экрана телевизора, компьютера и телефона, не воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, его коммуникация ограничивается использованием жестов и мимики, задерживая речевое развитие.

В раннем возрасте дети — чрезвычайно талантливые ученики, процесс развития речи идет очень быстро. Накопление новых слов и выражений в словарном запасе малыша напрямую зависит от тех требований к его речи, которые предъявляются ребенку в семье, и условий, в которых малыш растет и развивается.

Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности

Какие же рекомендации можно дать для родителей раннего возраста по развитию речи? Самые простые: больше уделять времени ребёнку, научиться с ним говорить и просто играть.

Для этого ничего специально не нужно организовывать. Не понадобятся сложные пособия и методики, обязательным условием будет - настрой на ежедневную работу и просто посмотреть вокруг себя и перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? — сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д.). Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока. А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате или на кухне. Следующая игра будет называться «Вспомни сказку» («В каких сказках упоминаются яблоки?»«Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов» и др.). А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой (по цвету, запаху, размеру, вкусу) — игра с союзом А — «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, а второе — красное; одно сладкое, а другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, а у второго — белые и т. д.). На начальном этапе достаточно если малыш просто за вами повторить, а затем добавит словечко и т. д. Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.

Рассмотрим ещё несколько примеров для занятий по развитию речи ребёнка.

На прогулке. В это время ребёнку вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимания.

Ребёнку будут интересны игры «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?». Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».

Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.

Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.

Сюжетно-ролевые игры с другими детьми «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.

• Рисуйте буквы палочкой на песке и на снегу;

• Придумайте вместе с ребенком загадки про буквы (маленькая,

кругленькая, любит «охать», пусть малыш рисует от гадки на песке;

• Выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев и т. п.

В лесу:

• ищите «буквы» (если ребёнок активно интересуется буквами) среди деревьев, кустарников и листьев: вот хвоинка — это [л], а если ее вот так соединить — получится [о];

• — узнавайте «буквы» в ягодах и грибах («Подосиновик похож на [т], а эта черничка — на [о]»);

• Вслушивайтесь в звуки и голоса птиц и т. п.

На кухне. Появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др.

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т. д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В активной деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть играет рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. При этом обязательно сопровождает свои действия рассказом о том, что он делает.

Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено — тем самым малыш потренирует свои пальчики, ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.

• Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы. Тоже самое можно сделать, используя различную крупу, макароны.

• Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить, две столовые ложки растительного масла — все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!

• Наверное, в каждом доме имеется старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер. Им тоже можно найти достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или вашей кошки Мурки, пофантазируйте вместе с ребёнком, возможно вместе вы ещё придумаете много увлекательных игр и поделок.

• Аппликации из пуха хорошо передают изображение снега, зверей, птиц. Детали могут закрепляться на фоне без клея, нужно лишь правильно выбрать фон. Им может служить любой материал, имеющий шероховатую поверхность: бархатная, наждачная бумага и т. д.

• Предложите ребенку сделать панно из пуговиц. Если малышу трудно их пришивать, то их можно укрепить на тон ком слое пластилина (как яичную скорлупу).

• Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки (но не забудьте вначале все звуки внимательно послушать и сравнить).

Многие малыши очень рано начинают интересоваться буквами, можно провести следующие игры:

• Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин ( пример: в названии блюд должен быть звук [с] : салат, сырники, морс, суп). По этому принципу, придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.

• Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [ч] — чашки, чайник, а затем со звуком [л] — ложки, вилки, салатник и т. д.

• Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы: Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны? (можно сравнить звук [р] с «моторчиком»)

На даче. Именно на даче открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны и остаются на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.

Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.

Многие родители делятся, что они стали ближе и больше проводить время с детьми, им стало интересно вместе узнавать и добиваться новых и новых побед.

Таким образом развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.

Публикации по теме:

Анкета учителя-логопеда для родителей детей с ОНР УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Данное анкетирование поможет нам в дальнейшем строить процесс обучения с учётом Ваших замечаний, предложений и пожеланий.

Методические рекомендации для родителей по развитию предметных действий у детей раннего возраста Ребенок изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию! В дошкольной педагогике.

Рекомендации для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду» Есть особый сад на свете, Не деревья в нем, а дети, Он для маленьких ребят И зовется «Детский сад!» Это просто добрый дом Где мы весело.

Рекомендации для родителей детей раннего возраста Знания, умения и навыки 3-летнего ребенка К 3 годам в психике каждого ребёнка происходят многие качественные изменения. У ребёнка начинают.

Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Но, родителям.

Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период Лето – пора отдыха, как родителей, так и детей. Для того чтобы проделанная работа за учебный год по развитию речи, исправлению звукопроизношения.

Рекомендации родителям от учителя-логопеда на лето Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей детей младшего возраста Уважаемые папы и мамы! Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков.

Рекомендации учителя-логопеда на лето Подходит к концу учебный год, быть может, трудный, но очень важный как для родителей, так и для детей. Хочу сказать спасибо родителям, которые.

Рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации учителя-логопеда для родителей детей раннего возраста
Опубликовано: 4 ноября 2019 в 12:18
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД