Светлана Борисовна Дзягунова
Рекомендации родителям в подготовительной группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра как средство умственного развития ребёнка дошкольного возраста.
Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. В процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни, но чтобы игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать такие структурные элементы: игровое действие и правила игры.
Чтобы правильно выбрать дидактическую игру необходимо знать разделы программы детского сада и возраст ребёнка.
При выборе игры необходимо учитывать следующие характеристики:
Публикация «Рекомендации родителям в подготовительной группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
• в игре можно проводить разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками (подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание, прокатывание);
• Должен быть «зачин» игры, который создает игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма);
• Можно подбирать игры, где используется загадывание и отгадывание загадок.
Каждая игра требует выполнения правил или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. Во время игры необходимо соблюдать данные правила.
Прежде чем начать играть с ребёнком, надо сообщить название игры и порядке использования игрового материала, объяснить ход игры.
Очень важно создать в игре условия для умственной активности детей. Хорошо, если сочетается умственная активность с двигательной (можно предложить детям имитировать полет и бег птицы, выполнять определенное число прыжков, хлопков и др.).
Обучающие правила направлены непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий (рассмотреть предметы, сравнить их по отдельным признакам, проверить правильность ответа, проявив при этом находчивость, сообразительность).
Чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого необходимо использовать внесение нового игрового материала, замена наглядного дидактического материала на словесный и т. д.
Нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры.
В самостоятельной деятельности детей можно использовать настольно-печатные игры с правилами (лото, мозаика, домино, парные и разрезные картинки, кубики, шашки, шахматы, игры-головоломки). Эти игры обладают большой наглядностью и красочностью, в процессе игры с которым ребенок может активно действовать, привлекать к совместным действиям сверстников.
При правильном использовании дидактических игр у детей развивается мышление и мыслительные операции, расширяются знания по ознакомлению с окружающим, что влияет на развитие интеллектуальных способностей ребёнка и его дальнейшее обучение в школе.