Марина Боброва
Консультация для родителей «Что можно сделать для развития речи ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей
«Что можно сделать для развития речи ребенка»
1. Пальчиковые игры (словесные игры)
2. Игры с предметами-заменителями:
Игра с бельевыми прищепками.
2 3 4 5
Кусается сильно котёнок-глупыш
5 4 3 2
Он думает: это не палец, а мышь (на каждое слово, над ними стоит номер пальца,
надевать прищепку)
2 3 4 5
Но я же играю с тобою, малыш (смена рук)
5 4 3 2
Публикация «Консультация для родителей „Что можно сделать для развития речи ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
Наигрался котёнок, посадите его отдохнуть
2Игра с массажные мячи
Я мячом круги катаю (мяч между ладоней)
Взад-вперёд его гоняю (другой рукой)
Им поглажу я ладошку (одна рука)
Будто я сметаю крошку (другая рука)
И сожму его немножко (одной рукой)
Как сжимает лапу кошка (другая рука)
Каждым пальцем мяч прижму (одной рукой)
И другой рукой начну (другая рука)
А теперь – последний трюк
Мяч летает между рук (перебрасывание мяча друг другу)
3Игра с носовым платком
У меня живёт проглот
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота (проговаривая текст, дети собирают платок в кулачок, выполняют поочерёдно со сменой рук)
3. Превращаемся в «золушек» и разбираем рис и гречку;
4. Превращаемся в «строителей» и строим из цветных палочек, по образцу, архитектурное сооружение;
5. Играем в «швею» и выкладываем по образцу ив веревочек орнамент.
4. Играем с пуговицами, выкладываем разные интересные картинки.
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Запястье» (кинезиологическое упражнение). И. п. - о. с. Обхватить левой рукой запястье и массировать. То же левой рукой (10 раз).
«Ладонь» (кинезиологическое упражнение). И. п. - о. с. 1- раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии выдох, при ослаблении – вдох. Тоже правой рукой (10 раз).
«Полет» (кинезиологическое упражнение). И. п. -о. с. Стоя, сделать
несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза
и представить, что вы летите, размахивая крыльями. (10 раз).
«Шея» (кинезиологическое упражнение). И. п. – о. с. Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно. Подбородок опустить как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах с открытыми глазами. (10 раз).
«Позвоночник» (кинезиологическое упражнение). И. п. - лежа на полу, коснуться локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу (10 раз).
«Ладонь» (кинезиологическое упражнение). И. П. –о. с. Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу буравчика на ладони массируемой руки; затем руки поменять. (10раз).
«Повороты» (кинезиологическое упражнение). И. п. - о. с. Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади (10 раз).
Игра «Расскажи стихи руками»
Правило: Текст стихотворения изображается движениями тела и рук.
Игры на звукоподражение
"Лягушата" Прыжки на носочках, руки перед собой согнуты в локтях. Пальцы широко расставлены. Громко квакают: "Ква - ква - ква ".
"Птички" Лёгкий и плавный бег на носочках, руки в стороны. Чирикают: "Чик - чирик ".
"Лошадка" Ходьба и бег с высоким подниманием колен. Руки согнуты в локтях, перед грудью. Громко цокают: "Цок - цок ". и т. д.
Упражнение «Веселый мячик»
На каждый слог по тексту перебрасывают из одной руки в другую:
ША-ША-ША - на-ша- Ма-ша хо-ро-ша;
ШИ-ШИ-ШИ - Ми-ша-с Ма-шей ма-лы-ши;
ШУ-ШУ-ШУ-по-мо-ги-те ма-лы-шу;
ШО-ШО-ШО - го-во-рим мы хо-ро-шо.
ОРУ с фитболами:
Игровые упражнения.
"Зайчик"
Скачет зайчик на опушке,
Он живой, а не игрушка,
Дайте зайке лист капустный,
Самый лакомый и вкусный.
И. п. - сидя на мяче, руки согнуты в кистях, небольшие пружинистые движения в такт слов.
"Мы в лес зайдём. " (дифференциация звуков - А, У)
. Мы в лес зайдём,
Детей позовё м: АУ, АУ, АУ!
И. п. - сидя на мяче, ходьба на месте в ритм.
На А - широко открыть руки, На У - вытянуть руки вперёд.
(меняя силу голоса)
"Качели" (автоматизация звука Ч)
. На качелях мы качались
Вверх - вниз, вверх - вниз.
Если ты качелей боишься
Не садись, не садись.
И. п. - Сидя на мяче, руки опущены вниз. Прокатываясь на мяче вперёд,
поставить ноги на носки, одновременно плечи поднять вверх.
Сделать глубокий вдох. Сказать - "Вверх". Прокатываясь на мяче назад,
поставить ноги на пятки. На выдохе сказать "Вниз".
Одновременно плечи опустить вниз.
«Не спеши, не торопись, говори не ошибись!»
Для этого в первую очередь уточняем артикуляцию звуков:
При произношении звука «С» - губы в улыбке, язычок внизу, за нижними зубками, зубы сжаты.
При произношении звука «Ш» - губы округлены, широкий язычок вверху, зубы сжаты.
При произношении звука (Л) – Язык упирается в верхние зубы десна.
При произношении звука (Н) – воздух проходит через нос, и поэтому звук называется носовым. Передняя часть спинки языка соединяется с верхними зубами.
При произношении звука (Р) – Язык находится за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Улыбнитесь.
При произношении звука (З)- язык упирается в зубы, губы растянуты в улыбке, есть воздушная струя и голос.
При произношении звука (Ж) – губы округлены и немного выдвинуты вперед, язык широкий, поднят к бугоркам за верхними зубами; струя воздуха, выходящая изо рта теплая.
Речевой материал должен нарастать постепенно и на этапе автоматизации полностью исключаются все похожие звуки. Например, в словах, на звук «ш» не должно быть ни одного слова с другими шипящими (Ж, Щ, Ч, а также со свистящими (С,З, Ц). При несоблюдении этого условия ребенок начинает смешивать сходные звуки, что недопустимо. Автоматизация звука начинается с произнесения его в слогах.
Упражнение «Пальчики здороваются»
Предлагается произнести слоговой ряд: жа- жо- жу- жи, поочередно прикасаясь пальцами левой руки к пальцам правой руки.
Игра «Волшебна палочка»
Называется слово, ребенку дается «волшебная палочка». Ребенок заменяет первый звук в слове на звук «Ш» и возвращается палочку:
Тапки-(шапки) мыло-(шило)
Жаль-(шаль) фланг-(шланг)
Губы-(шубы) мах-(шаг)
Майка-(шайка) стык-(штык)
Теперь переходим к дифференциации, т. е. различению смешиваемых ребенком звуков.
А сейчас попробуем поиграть с язычком.
Теперь покачаем язычок и произнесем звуки (ш) и (С). Родители произносят звуки изолированно и в чистоговорке «Язык вверх -ША-ША-ША- кашка, пышка и лапша»
«Язык вниз – СА-СА-СА - масло, сыр и колбаса».
Игра «Стой или шагай, слушай и выбирай»
Правило: если в слове слышится звук «С» надо стоять, если «Ш» - шагать.
ШУБА, СТАКАН, ШАПКА, САМОЛЕТ, ШИШКА, СУП, СВЕТ, ШАРИК, ШТАНГИСТ, СОЛНЦЕ, СОКОЛ, ШЕЯ, СПИНКА.
Игра проводится с ускорением темпа.
Работа по автоматизации и закрепления дифференцируемых звуков у ребенкатребует огромного терпения от взрослых, творческого подхода.
«Развиваем речевой слух ребенка»
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь) Это умение называется фонематическим слухом (речевым слухом). Особенно необходимо развивать речевой слух детям с речевыми проблемами, так как он является важным компонентом для успешного освоения письма и чтения в школе.
1. Воспитатель показывает детям картинку и громко, чё тко называет: “Вагон”. Затем объясняет детям: “Я буду называть эту картинку то правильно, то неверно, а вы внимательно слушайте. Как я ошибусь - вы хлопните в ладоши”. Воспитатель произносит: “Вагон - вакон - фагон - вагон - факон -вагом” и т. д. Затем показывает детям листок бумаги и называет: “Бумага - пумага - тумага - бумага - пумака - бумака” и т. д. А дети, услышав неверно сказанное слово, хлопают в ладоши.
2. Дети должны найти ошибки в употреблении слов в стихотворении, и сказать, какой звук заменялся, когда возникало неправильное слово. Можно использовать следующие стихотворения:
Будьте добры, позовите врача!
Куда вы звоните? Какого грача?
Врача позовите, будьте добры!
Чего вы хотите? Какие бобры?
Будьте бобры, позовите грача!
Если бодры, так зачем же врача?
«Повтори правильно». Дом – том; дол – тол; долг – толк; дачка – тачка; плоды – плоты; коза – коса; мышка - мишка и т. д.
«Придумай слово». Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.
«Слова соедини – красиво говори!»
1. Игра «Закончи предложение».
По предметной картинке (солнышко) дети заканчивают предложения: «Рано утром запел петух, потому что…», «Мы зажгли свет, потому что…». По другой картинке (шапка, шарф) : «Лужицы покрылись ледяной коркой, и…», Миша вешает шубу, а …»
2. Составление рассказа по картине, найти слова со звуком «С»
3. рассказ о событиях прошедшего дня;
4. Пересказ просмотренного мультфильма.