МААМ-картинки

Рекомендации родителям по развитию лексико-грамматической стороны речи детей

Наталья Зотова
Рекомендации родителям по развитию лексико-грамматической стороны речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ

У детей с речевым недоразвитием очень часто бывает нарушена лексико-грамматическая сторона речи. Дети испытывают большие затруднения в подборе синонимов и антонимов, родственных слов, притяжательных прилагательных, не всегда правильно употребляют глаголы и существительные. Дети не всегда точно могут объяснить значение знакомого слова. Таким образом, преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета (циферблат – часы, ствол - дерево, название действий и предметов заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам (девочка вышивает цветок – шьет цветок, широкий – большой, шланг – пожар гасить).

Публикация «Рекомендации родителям по развитию лексико-грамматической стороны речи детей» размещена в разделах

При построении предложений дети часто допускают нарушения согласования и управления (высокую дерево, пять грушей, семь этажов, пропуски и замены предлогов (из-за, из-под, с/со, над, изменение порядка слов. Указанные нарушения, естественно, отражаются на связной речи: рассказы детей недостаточно полны, развернуты, последовательны, состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами, содержат фонетические и грамматические ошибки. Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, то суждения и умозаключения детей часто бедны, отрывочны, логически непоследовательны. Например: «Зимой дома тепло, потому что нет снега», «Автобус едет быстрее велосипеда – он больше».

Все описанные нарушения лексики и грамматики требуют длительной (в течение 2-3 лет) коррекционной работы и пристального внимания к речи детей не только со стороны специалистов (воспитателей, логопеда и др., но и, в первую очередь, со стороны родителей, так как именно Вы, родители, являетесь для детей авторитетом и примером для подражания.

В настоящее время отечественной промышленностью выпускается большое количество настольно-печатных игр для развития речи детей, некоторые игры можно изготовить совместно с ребенком, что сделает Ваше общение с ним более интересным, познавательным и эмоционально насыщенным. Кроме того, с ребенком можно просто «играть в слова» по пути домой или в детский сад. Важно, чтобы все игры с малышом проходили в атмосфере доброжелательности и заинтересованности, необходимо поощрять любые, даже самые маленькие его успехи. Обращаем Ваше внимание на то, что не рекомендуется повторять речевые ошибки ребенка во время игры. Лучше будет, если Вы просто скажете: «Неверно», «Не так сказал» - и предложите правильный вариант ответа.

Игры для формирования словаря

и грамматического строя речи. 1. «Догадайся, что это» - взрослый описывает какой-то предмет, называя как можно больше его признаков, ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. Например: это фрукт, оно спелое, круглое, сладкое, румяное, сочное, из него варят компот, делают джем и варенье. Постепенно нужно привлекать ребенка к загадыванию таких загадок.

2. Игра с мячом «Скажи наоборот» - взрослый бросает мячик и называет любое прилагательное или глагол, ребёнок должен назвать слово противоположное по смыслу: добрый – злой, пришёл – ушёл, бросил – поймал, широкий – узкий.

3. «Гном – малютка». Вы говорите ребёнку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло – креслице, ложка - ложечка».

4. «Кто подберёт больше слов» - игроки должны назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы:

– Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку и т. д.)

– Что можно надеть на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)

– Что можно завязывать? (Шапку, шарф, шнурки, платок, бантик и т. д.)

За каждый удачный ответ выдается фант, побеждает игрок, набравший большее количество фантов.

5. Игра «Мой, моя, моё, мои» - игроки должны назвать предметы, про которые можно сказать «он мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка и т. д.); «она моя» (моя кукла, моя машина, моя сумка и т. д.).

6. Игра «Чьи хвосты?»

Хвост зайца надо назвать «заячий хвост».

хвост белки (беличий.) ,хвост медведя (медвежий.) ,хвост волка (волчий., хвост лисы (лисий) ,хвостик мышки (мышиный.)

— А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки — собачий. Хвост кошки — кошачий. Хвост коровы — коровий. Хвост лошади — лошадиный. Хвост быка — бычий. Хвост козы — козий. Хвост барана — бараний. Хвост овцы — овечий

7. Назвать профессии (по картинкам).

Взрослый предлагает детям ответить на вопросы:

Кто носит багаж? (Носильщик.)

Кто сваривает трубы? (Сварщик.)

Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)

Кто работает на кране? (Крановщик.)

Кто укладывает камни? (Каменщик.)

Кто точит ножи? (Точильщик.)

Кто чинит часы? (Часовщик.)

Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)

8. Игра «Что для чего?»

Взрослый предлагает назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).

Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, мыло — в мыльнице, конфеты- в конфетнице).

9.«Назвать животных парами».

Назови детенышей (белка — бельчонок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, медведь — медвежонок).

— А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака — щенок, свинья — поросенок.)

10. «За столом». За столом обсуждайте какие блюда и из чего приготовлено: пюре из картофеля – пусть ребенок скажет, что это картофельное пюре, компот из яблок – яблочный, салат из моркови – морковный и т. д.

11. «Правильно назови листья».

• Лист дуба — дубовый лист

• лист осины — …

• лист березы — …

• лист клена — …

• лист липы — …

• лист яблони— …

Публикации по теме:

Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаБуклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по лексико-грамматической теме «Зимние забавы» Логопедическое занятие «Зимние забавы» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (ОНР) по лексико-грамматической теме «Зима». Цель:.

Рекомендации родителям детей раннего возраста, посещающим занятия по сенсомоторному развитию и занимающимся с ребенком домаРекомендации родителям детей раннего возраста, посещающим занятия по сенсомоторному развитию и занимающимся с ребенком дома Дорогие родители! Помните, что в деле воспитания и развития Вашего ребёнка мы, педагоги, и вы, родители, - коллеги, желающие в результате.

Рекомендации родителям по познавательному развитию «Какого ребенка мы называем любознательным?» Какого ребенка мы называем любознательным? В толковом словаре С. И. Ожегова можно прочитать:" Любознательный- склонный к приобретению новых.

Рекомендации родителям по развитию речи малыша Рекомендации родителям по развитию речи малыша Рекомендации родителям по развитию речи малыша Развитие понимания речи Учить ребёнка находить.

Рекомендации родителям на летний период по развитию речи. Продолжение.Рекомендации родителям на летний период по развитию речи. Продолжение. В предыдущей публикации я начала представлять рекомендации для родителей по летним видам спорта. В этой публикации представлены рекомендации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации родителям по развитию лексико-грамматической стороны речи детей
Опубликовано: 31 января 2020 в 12:57
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации родителям по развитию лексико-грамматической стороны речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зотова (УИ 353905) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД