Занина Екатерина
Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды для ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС)
▼ Скачать + Заказать документы
Жизненное пространство аутичного ребенка требует специальной организации. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает не только образовательную, но и особую терапевтическую значимость.
Детская комната.
Важно, чтобы комната стала для ребенка «крепостью», комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и, если возникнет необходимость, имел бы возможность укрыться от внешних влияний.
Это потребует выполнения ряда необходимых условий.
Публикация «Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды для ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС)» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Помещение должно соответствовать требованиям безопасности. Комната должна быть оборудована с учетом того, что ребенок будет здесь бегать, прыгать, кувыркаться, карабкаться по мебели и т. д. Поскольку у ребенка с РАС часто отсутствует «чувство края», а в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия, необходимо обставить комнату устойчивой мебелью без острых углов. В комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др.). Все потенциально опасные предметы должны прятаться или запираться. Поскольку аутичного ребенка очень трудно, а порой невозможно переключить с понравившегося ему занятия, а запреты оказываются безрезультатными, возникает ситуация острого конфликта: ребенок хочет играть с ножницами, не понимая, что это опасно, а мы не можем отобрать их у него, так как он сопротивляется. Действуя силой, мы рискуем вызвать у ребенка аффективный срыв. Поэтому необходимо постараться заранее застраховаться от подобных ситуаций, хотя всего, конечно же, не предусмотришь.
Для обеспечения комфорта и уюта комната должна быть оформлена в приятных, неярких, успокаивающих тонах; электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза. Поскольку комната – это место, где ребенок играет и учится, она требует содержательного наполнения.
В комнате обязательно должны быть столик со стульчиком (или парта).
Ребенку нужны игрушки :
деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы;
разнообразные матрешки, пирамидки, вкладыши;
звучащие игрушки и набор игрушечных музыкальных инструментов;
игры для развития мелкой моторики – мозаики, деревянные бусы, игры со шнурками и др. ;
развивающие настольно-печатные игры – разрезные картинки, лото, домино, доски Сегена, рамки Монтессори и др. ;
игрушки для сюжетно-ролевых игр – куклы, мишки, другие мягкие и резиновые игрушки, машинки, кукольный домик, кукольная посуда и мебель, аптечка.
Детские книжки для библиотеки подбираются с учетом возраста ребенка и его предпочтений. Они должны быть понятны ребенку, полезны для реального освоения окружающего мира (избегайте слишком абстрактных, фантастических сюжетов, вызывать положительные эмоции (книжки, где описаны страшные или социально неадекватные ситуации, нужно исключить). Если ребенку особенно нравится какая-то история, поддерживайте его интерес, развивайте его, связывая с повседневной жизнью. Кроме этого, у ребенка должен быть материалы для творчества: цветные карандаши и фломастеры, акварельные и гуашевые краски, пастельные мелки и мелки для рисования на асфальте, цветная бумага и картон, пластилин и т. д.
Очень важным для физического развития ребенка является наличие спортивного оборудования: очень хорошо, если комната ребенка оборудована спортивным комплексом со шведской стенкой, кольцами, канатом. Кроме того, ребенку необходимы разнообразные мячи, обручи, скакалки, а также самокат и велосипед. Принцип действия многих спортивных снарядов очевиден, и после небольшого обучения ребенок вполне может действовать самостоятельно. Это же правило касается и большинства дидактических игрушек, с которыми ребенок может самостоятельно играть, постепенно усваивая понятия величины, формы и т. д.
Ребенок вставляет фигуры в рамки, нанизывает кольца пирамидки на стержень, так как этот способ действия заложен в устройстве игрушки, адекватно действовать с ней по-другому не получится. Обеспечение ребенка такими предметами, игрушками, снарядами поможет освоить многие навыки действий с предметами, физически развиваться даже в условиях, когда контакт со взрослым не налажен и специальное обучение не проводится. Ни в коем случае не следует ограничиваться созданием развивающей предметной среды. В отсутствие другого человека такой предметный мир остается эмоционально мертвым.
Необходимо вновь и вновь пытаться организовывать взаимодействие с ребенком уже на основе усвоенных им навыков действия с предметами. Поддержание порядка в комнате – важное требование к предметно-развивающей среде.
Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он необходимое условие жизни. В комнате ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Например, возле дивана стоит коробка с пластмассовыми кубиками, матрешки и пирамидки стоят на полке, в шкафу лежат бумага и краски, у стены стоит кукольный домик, в котором живет любимый плюшевый мишка. Вещи в шкафу лучше раскладывать на одни и те же места так легче приучать ребенка к самостоятельности.
Однако избегайте, раз и навсегда установленной завершенности. Время от времени вводите новые приятные ребенку детали - развесьте на стене его рисунки, выберите вместе с ним новые занавески, купите и повесьте на стену картину. Если ребенок сопротивляется малейшим переменам, отложите их, но обязательно попытайтесь вновь.
Не забывайте о необходимости создания эмоционально положительного настроя: заранее обсудите с ребенком предстоящую перемену в интерьере, поговорите о том, как это будет хорошо, организуйте его активное участие в процессе внесения новых элементов в интерьер.
Пространство квартиры в большой степени связано с освоением ребенком бытовых навыков. Здесь на первом плане стоит задача "обжить" пространство квартиры, осознать многие социальные смыслы, связанные с обыденным течением жизни людей. В норме такие смыслы усваиваются ребенком спонтанно, без специального обучения.
Аутичному ребенку необходимо помочь осознать предназначение ванной комнаты, кухни, туалета, понять назначение самых разных вещей и т. д. Для этого следует, во-первых, постоянно комментировать разнообразные бытовые моменты, объясняя смысл происходящего: "Мы сейчас с прогулки вернулись – руки-то какие грязные! Пойдем мыть! Где мы руки моем? Правильно, в ванной комнате. А что нужно взять? Вот оно, мыло - как приятно пахнет. Ну, все? Пошли! Ах, какой ты молодец – вспомнил, что руки надо полотенцем вытереть, а я-то забыла. Вот полотенце висит на крючочке.
А теперь идем обедать".
Во-вторых, необходимо вовлекать ребенка в работу по дому. Пусть ребенок участвует в приготовлении обеда - бросит овощи в суп, натрет сыр; во время мытья посуды можно попросить его вытереть полотенцем чашки, разложить посуду и приборы по полкам; предложить ему расставить ботинки в прихожей, пропылесосить ковер и т. д.
Конечно, следует учитывать возраст ребенка и его возможности. Не забывайте, что здесь главное не качество выполнения работы, а участие в выполнении домашних обязанностей. Используйте для этого все возможности, постепенно расширяя виды домашней работы. Часто дети сами хотят поучаствовать в происходящем - позвольте ребенку насыпать порошок в стиральную машину, капнуть на губку средство для мытья посуды, порезать хлеб к обеду. И эти несложные действия станут точкой отсчета на пути ребенка к самостоятельности.
Помимо хозяйственно-бытовой деятельности, постарайтесь создать такие условия для ребенка, чтобы он мог затевать игру в любом месте квартиры. Свобода перемещения наполнит жизнь ребенка новыми интересными впечатлениями и полезными знаниями. Так, на лоджии можно "полететь в космическом корабле", на кухне "печь пироги" и т. д. – часто ребенок сам предлагает, где и во что хочет поиграть.