Маркова Ирина Викторовна
Рекомендации по сенсорному развитию детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранее детство – это возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования новых видов деятельности. Важным в этот период является сенсорное воспитание ребенка, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служащее основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Рекомендации по сенсорному развитию детей раннего возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным).
Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это неинтересно. Эти особенности возраста не позволяют строить занятие с детьми только на основе беседы или показа обучающего материала. Авторитет взрослого также не может побудить малышей к действиям, которые им неинтересны.
В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым. Этого можно добиться:
1) подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрешки учат дифференцировать предметы по величине; рамки Монтессори и доски Сегена учат на практике учитывать такое свойство предметов, как форма);
2) организуя веселые подвижные игры с использованием разнообразных игрушек, в которых невозможно достичь цеди без учета определенного признака предмета. Кроме этого, следует помнить и о том, что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами.
Перечень игр направленных на развитие сенсорных эталонов:
1) Геометрические вкладыши.
Цель: Развитие мелкой моторики, усовершенствование координации движений, знакомство с основными геометрическими фигурами, формирование представлений о форме и цвете.
2) Пирамидка с кольцами.
Цель: Развитие концентрации внимания, координации движений, мелкой моторики, изучение и закрепление знаний о цвете.
3) Игра с крышками.
Цель: развитие мелкой моторики рук, изучение и закрепление трех основных цветов, обучение закручиванию и раскручиванию крышек.
4) Сенсорные цветовые коробочки.
Цель: Развитие сенсорного восприятия, формирование и закрепление представлений о цвете.
5) Игры со шнуровкой.
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление представлений о цвете.
Приведенные образцы пособий помогут детям раннего возраста успешно усвоить представления о цвете, величине и форме.