Виктория Федорова
Рекомендации по развитию речи в период адаптации в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. При этом, чем лучше развита речь, тем легче проходит процесс адаптации.
Детский психолог Морозова Е. И. :
«Можно с большей долей вероятности предполагать,
что этот период не проходит бесследно даже при
благоприятном его окончании, а оставляет след в
нервно - психическом развитии ребенка».
Публикация «Рекомендации по развитию речи в период адаптации в детском саду» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
При поступлении в ДОУ у большинства детей адаптация проходит тяжело. Большинство не умеют разговаривать и выражать свои эмоции через слова и жесты, они лишь кричат и плачут. Так же им совершенно не понятно, почему вдруг мама привела их в незнакомое место к чужим и незнакомым людям, где нужно слушаться, подчиняться и жить в режимных моментах.
В педагогической практике большое значение в речевом развитии имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при вхождении в новый коллектив, при поступлении в детский сад.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Первый опыт коллективного общения. Новая обстановка, незнакомые люди, все это сильно утомляет и пугает малышей, они испытывают много негативных переживаний и вследствие этого они нервничают, плачут и капризничают. Не все дети принимают это сразу и без проблем.
Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребёнка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро установит контакт с воспитателем, сможет занять себя содержательной игрой, по мере сил обслужить, не будет чувствовать себя брошенным и беспомощным. Ребёнок с таким уровнем развития привыкает к детскому саду в течение 10-12 дней.
Если у малыша слабо развита речь, уровень самостоятельности низок, он не сможет обходиться без взрослых ни в игре, ни в кормлении, ни при укладывании спать. В новых для него условиях ребёнок не отходит от мамы, тут же начинает плакать, если не видит её. Период адаптации такого ребёнка может растянуться до месяца.
Различают три степени тяжести прохождения адаптации :
1. Легкая адаптация : нарушается аппетит, легкое нарушение сна, временные отрицательные эмоции (адаптация 10-14 дней).
2. Средней тяжести, когда происходит вегетативное изменение в организме – повышение температуры тела, сыпь, ослабление стула (1 месяц).
3. Нежелательная адаптация, самая тяжелая, она переходит в паталогичесскую – ребенок часто болеет, болезни протекают с осложнениями. Имеются стойкие нарушения поведения, ребенок старается спрятаться, убежать, постоянно зовет маму(1-6 месяцев).
Выявление изменений речевой активности детей в период адаптации к условиям ДОУ проводится с помощью следующих методов:
- Наблюдение за поведением в группе в различных видах деятельности;
- Наблюдение за речевым поведением детей с целью выявления речевой активности в различных условиях общения.
Исходя из полученных данных, выстраивается система работы по развитию речи, целью которой является успешное прохождение периода адаптации.
К любому ребенку требуется индивидуальный подход, так как все детки разные, для этого проводятся такие мероприятия, как конференция “Здравствуй, малыш!», родительское собрание «Давайте познакомимся». При этом следует отметить, что дети приходят в детский сад с разной степенью подготовленности. Поэтому при проведении данных мероприятий распространяются памятки, отражающие рекомендации по организации жизни ребенка, готовящегося поступать в ДОУ. Эти рекомендации касаются вопросов самообслуживания, организации режима дня, закаливания и т. д.
Одновременно с этим проводятся индивидуальные беседы и консультации, на которых обсуждаются все моменты и проблемные ситуации, с которыми могут столкнуться дети в детском саду.
Воспитателю необходимо установить контакт и доверительные отношения со всеми детьми, сформировать представление об окружающей среде как о знакомой.
При нахождении в группе стараемся вовлечь детей в совместную деятельность и коммуникацию путем организации игр, направленных на коммуникацию и знакомство со средой. Используя такие игры, как «Найди игрушку», «Чей голосок» и др.
При этом речь воспитателя не должна быть стереотипной. Одну фразу можно изменять в зависимости от ситуации. Например, фразу «Пошли мыть руки» можно заменить на другие («Вымоем руки», «Сейчас мы пойдем мыть руки», «Пойдемте мыть руки», «Пора мыть руки»).
При этом обращается внимание на реализацию разных функций речи : назывной, комментирующей, обобщающей, планирующей, контролирующей – в процессе организации всех форм детской жизнедеятельности. В этом случае речь становится средством активизации речевой деятельности детей и организации их собственного поведения.
Так же можно добавить ритмичность проведения режимных моментов (при мытье рук, приеме пищи, одевании, раздевании, укладывании спать) с использованием игровых и речевых приемов (стихи, потешки). Например: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Будут пальчики вставать, наших деток одевать».
Это помогает быстрее сориентировать детей в режиме дня и соотносить их ориентировку с необходимыми действиями и поведением.
Формируем умение использовать разные типы интонаций в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Мы учим, каким тоном нужно просить что-то, каким тоном жалеть и т. д.
Задачи по развитию речи в период адаптации :
- развитие потребности в самостоятельной деятельности и общении;
- формирование инициативной речи и умений поддерживать диалог со взрослыми и сверстниками.
Для решения поставленных задач используем следующие приемы:
- Прием развития образной речи в игровой деятельности. Например: «Ты храбрый как лев», «Ты хитрая как лисичка», «Разве ты зайка – трусишка!»
- Поощряем детей к использованию высказываний отрицания, высказываний повествовательного плана.
- Формируем умения изменять интонацию в соответствии с разными типами коммуникативных ситуаций.
- Формируем умения пользоваться в активной речи словами –предметами, признаками и действиями, употреблять простые предлоги.
На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности происходит совершенствование восприятия более сложных образцов речи, различных вариантов предложений, обогащение словаря, уточнение и усвоение лексических и грамматических значений слов.
При этом дети в общении со взрослыми рассматривают как сотрудничество и желание получать новые знания об окружающем мире.
Таким образом, для решения проблемы адаптации и развития речи в данный период необходим комплексный подход, включающий: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, взаимодействие с родителями, правильная организация игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок-ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения на развитие речи.