ольга лукашкина
Рекомендации по развитию речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его языка. Многие причины задержки развития речи (и в том числе дефекты речи) детей более старшего возраста кроютя часто в условиях их жизни на раннем этапе.
Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не владеет навыком пользования им. Ему надо этот навык приобрести.
Публикация «Рекомендации по развитию речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для того чтобы овладеть языком (понимать его и общаться на нем, ребенок должен, во-первых, находиться в «языковой среде» - иметь возможность слышать окружающую речь и, во-вторых, овладеть способностью воспроизводить звуки, звукосочетания и слова.
Важно, общаться с ребенком в тишине, поскольку ребенку трудно воспринимать обилие лишних звуков (телевизор, радио и т. д., а так же ребенок должен видеть лицо говорящего чтобы следить за мимикой и интонацией.
Говорите простыми предложениями. Говорите нараспев, растягивая гласные. «Ма-а-ашенька хоро-о-ошая!»
Используйте жесты. Например, помашите с малышом, взяв его ручку в свою, говоря «До свидания».
Используйте речь с движениями. Например, умываясь:
Водичка, водичка,
Умой (имя) личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.
Вам помогут потешки, прибаутки, пальчиковые игры - детям очень нравится слушать тихую ритмичную речь. Приговорки и потешки, которыми сопровождаются игры, облегчают контакт с малышом, делают упражнения максимально эффективными, а также просто забавными и интересными.
Обращайтесь к ребенку по имени. Чем чаще малыш будет слышать свое имя, тем быстрее он начнет реагировать и отзываться на него. Старайтесь называть каждого члена семьи. Вместо «я» говорите «мама», вместо «ты» называйте имя ребенка.
Задавайте вопросы. Разговаривайте с малышом в вопросительной форме и дайте ребенку возможность ответить – делайте паузу.
Читайте ребенку стишки и сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы. Например, «Курочка Ряба», «Репка».
Смотрите иллюстрации, показывайте те картинки, которые ему называете.
Пойте песенки.
В играх учите правильно называть окружающие предметы, понимать и выполнять несложные задания, приучайте его составлять фразы из нескольких слов.
Слова, которые ребенок слышит ежедневно, быстро запоминаются.
Говорите с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы.
Для развития активной речи ребенка создавайте такие ситуации, при которых он вынужден будет обращаться с речью к взрослым. Например, «Что тебе дать?», если ребенок не может назвать предмет: «Тебе яблоко дать?».
Разговаривайте с ребенком о предметах, которые он видит сейчас, или о действиях, которые он совершает. «Вася катает машинку. У машинки есть колеса. Машинка красная.»
Обогащение словарного запаса должно идти за счет не только существительных и глаголов, но и других частей речи. Двухлетние дети могут усвоить не только названия, но и качества предметов – круглый, твердый.
Со второго полугодия второго года жизни следует от показа предметных картинок переходить к показу картинок, на которых изображены действия (малыши строят башню).
Дети, с которыми много и сознательно разговаривают, развиваются быстрее и говорят лучше.
Используемая литература:
1. Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. -М. : ТЦ Сфера, 2007. — 224 с
2. Общение. Дети до 5 лет. / Ю. В. Филиппова; худож. Соколов Г. В. – Ярославль: Академия развития, 2007.- 176с. :ил. - (Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем).
3. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Изд. 4-е. Пособие для воспитателей детских садов. М., «Просвещение», 1972.