Сайгашкина Жанна Валериевна
Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Шестой год жизни – хочу всё знать!
Вот ваш ребёнок и переходит на новый уровень развития, начинается старший дошкольный возраст. Предпоследняя ступенька перед школой. Конечно, кто-то пойдёт в школу с шести лет, кто-то с семи, а кто-то аж с семи с хвостиком, всё равно готовиться будут все. Всем предстоят разные испытания, все будут стараться, и родители, и дети, и мы, педагоги.
Публикация «Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Помните, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – иг-ра. Мудрые слова «учить, играя» не теряют своей актуальности.
Слова, постоянно пополняющие словарь ребёнка, извлекаются из ва-шей речи, из окружающей ситуации, из впечатлений, из наблюдений ребёнка.
В этом возрасте ребёнку нужно знать такие тонкости, как обозначение сло-вом различных качеств и свойств, да не простых, а передающих оттенки, выраженность, степень, характер. Проще говоря, речь идёт о прилагательных в сравнительной степени (горячий-горячее, о наречиях (быстро, о передачи оттенков цвета (светло-коричневый). Вам придётся предоставлять ребёнку возможность иметь дело с предметами, которые нужно будет описывать.
Дайте ребёнку пощупать тёплую батарею, пусть степень её нагревания обозначается словом «горячий». А вот кастрюля с недавно сваренным борщом гораздо горячее. Ребёнок обычно усваивает такие понятия в повседневной жизни, когда имеется возможность увидеть, ощутить, узнать на практике те или иные свойства и особенности. От вас требуется помимо организации живого знакомства с названиями также учить ребёнка живому общению со словом, когда слово не является чем-то незыблемым, а представляет собой инструмент для выражения чувств, мыслей, то есть слово способно изменяться в зависимости от того, что ребёнок хочет сказать.
Перед нами стоит задача: сделать так, чтобы ребёнок почувствовал многообразие значений слова, его оттенков. Начать можно с придумывания сравнений. Вы даёте малышу апельсин, весь кругленький, крепкий, упругий, солнечного тёплого цвета. А каким назовёт его ребёнок? На что, по мнению ребёнка, похож апельсин? С чем его можно сравнить? Как его изобразить на бумаге? В ответах на эти вопросы рождаются слова и входят в речь ребёнка. Образ, который формируется на основе восприятия (малыш видит апельсин, гладит, сжимает, нюхает, создаётся и словами-признаками, и словами-предметами.
На шестом году жизни объём стихотворений, который вы решили разучить с ребёнком, увеличивается. Механическое заучивание не требуется, ребёнок должен понимать стихи, воспринимать их, а не просто повторять как набор слов. Если стихотворение учится с трудом, надо постараться облечь сам процесс в привлекательные для ребёнка тона, например, разыграть сценку с изображением того, о чём говориться в стихотворении.
Пора уже убедиться в том, что ребёнок понимает и использует в своей речи сложные предлоги : из-за, из-под. Выполнение сложных инструкций, которые вы даёте, будет здесь подспорьем: «Достань карандаш из-под книжки». Предложите ребёнку ответить на такие, на первый взгляд, нехитрые вопросы: «Откуда я вытащила куклу?» (из-за шкафа). Важно, чтобы ребёнок хорошо понимал, сто вы от него хотите, тогда при выполнении действий или во время ответов слова быстрее переходят из пассивного запаса, то есть того, что известно ребёнку вообще, вактивный, то есть к тем словам, которые используются в речи.
Ребёнку нравиться примерять к своей речи новые сло-ва. Словообразование – великая вещь, и, если оно происходит правильно, языковые (а не только речевые) возможности маленького человека стреми-тельно растут. Задания вы можете давать ребёнку по ходу дела, например: «Посмотри, вот у нас большой стол. А вон там, около дивана, маленький … сто…лик». Вовлеките ребё нка в ясный ему и естественный диалог: «На картинке дети, посмотри. Что они делают? Правильно, бегают. А как ты скажешь о себе? (Бегаю.) А что если это было вчера? (Бегал.)»
Ребёнок уже понятно и убедительно выражает свои мысли. Кроме того, выясняется, что он помнит, и, главное, может рассказать о том, что происходило в прошлом, например минувшим летом, когда всей семьёй ездили на юг. Старайтесь стимулировать рассказывание, как бы вы не были заняты, попробуйте находить время для общения. Ведь детство промчится так быстро, не успеете оглянуться, а ваш детсадовец стал студентом. Так что маленькие детки – маленькие бедки. Ну, а радости, конечно, большие.
Несмотря на то, что словарный запас вашего ребёнка постоянно увеличивается, далеко не всё ещё ясно и понятно малышу в речи окружающих людей. По-прежнему к вам пристают с вопросами. Не отмахивайтесь, ведь теперь ребёнка интересуют и какие-то узкие, отдельные темы, особенности. Много новых слов появляется именно потому, что ребёнок учится называть составные части, детали, компоненты, то есть интересуется не только общим названием, но и тем из чего, из каких частей состоит предмет или явление. Недаром малыш так стремится всё разобрать, посмотреть, что внутри, каков принцип действия. Приготовьте такие игры, где, например, нужно к одной картинке, изображающей предмет, подобрать (и назвать) картинки, изображающие отдельные части предметы. ( Дом: крыша, стена, дверь, окно, труба).
Свободно пользоваться словами, не затрудняться в выборе нужного слова или выражения – вот чему мы сейчас учим малыша. Попробуйте игру в антонимы, подбор слов, противоположных по значению. Это очень просто, вы называете слова, а ребёнок подбирает противоположное.
Обычно такие задания ребёнок выполняет с удовольствием. Если хотите, чтобы малыш пользовался достаточным количеством слов, сами употребляйте их, разнообразьте свою собственную речь, не отделывайтесь однословными ответами и короткими высказываниями.
Со словами можно и нужно играть, ведь ребёнку в дальнейшем в школе предстоит не только освоить правила орфографии, но и научиться чувствовать слова, то есть применять правила. Иначе они останутся для ученика набором звуков, несвязанных с практикой письма и чтения. Вот несколько вариантов таких игр: называя картинки, попросите ребёнка определить, какой звук первый, какой последний, сколько всего звуков в слове, а также составить слова из звуков, данных по порядку или в разбивку; «закончи слово»; «договори слово»; предложите ребёнку изменять один и тот же звук в слове и смотреть, что получится (сам-сом-сон).
Итоги:
Итак, в норме к шести годам ребё нок:
Обладает словарём около 4000 слов.
Практически все звуки родного языка произносит правильно.
Умеет рассказывать и пересказывать, причём пытается выразить своё отно-шение к рассказанному.
Помнит и может описать прошедшие события.
Пользуется сложными предложениями.
Употребляет все части речи.
Использует абстрактные и отвлечённые понятия.
Рисует, заштриховывает, обводит.
Хорошо ориентируется в пространстве, на листке бумаги.
Различает и дифференцирует звуки речи.
Поскольку наши малыши имеют речевые нарушения, нам предстоит ещё больше и активнее помогать им осваивать разные стороны речи. Только при нашей – логопеда, воспитателей, а также вас, уважаемые родители – совместной работе мы добьёмся положительных результатов и успехов!
«Ученье в детстве так же прочно,
как гравировка на камне».
Буква «Р»
Пять лет Серёже в январе,
Пока четыре, пятый,
Но с ним играют во дворе
И взрослые ребята.
На брата сердится сестра.
Её зовут марина,
А он стоит среди двора,
Кричит: «Ты где, Малина?».
Твердит Марина: «Рак, Ручей».
Марина учит брата.
Он повторяет: «Лак, лучей», -
Вздыхая виновато.
Сестра твердит: «Прижми язык,
Прижми покрепче к нёбу».
Он, как прилежный ученик,
Берётся за учёбу.
Она твердит: «Скажи – «метро»,
В метро поедем к дяде».
«Нет, - отвечает он хитро, -
в автобус лучше сядем».
Не так легко сказать «ремень»,
«мороз», «река», «простуда».
Но вот в один прекрасный день
с утра случилось чудо.
Чихнула старшая сестра,
Он крикнул: «будь здорова!».
А ведь не мог ещё вчера
Сказать он это слово.
(А. Барто)
Сашина каша
Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша.
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка, не овсянка
на сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши –
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво, чётко, ясно, -
как люди говорят, -
наш Саша так корёжит,
что сам понять не может.
Произнесёт словечко –
И сам тому и рад!
Он скажет: «До свидания!».
А слышится: «До здания!».
Он спросит: «Где галоши?».
А слышно: «Это лошадь?».
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва.
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налёта
Прочесть, спросить,сказать,
как будто тонет кто-то,
а он бежит спасать …
он может, но не хочет
за речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
(С. Михалков)