Маргарита Федорович
Рекомендации по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
Важнейшей задачей педагогических работников является определение путей, дидактических условий, педагогической системы стимулирования познавательной активности ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Рекомендации по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Большое значение имеет эстетически привлекательное оформление окружающего детей пространства, холла, спортивного зала и т. д. Каждая комната должна иметь свой особый дизайнерский стиль, эстетически и художественно выдержанный, стимулирующий развитие ребенка (цвет стен, расположение мебели и т. д.). В комнатах для занятий нужны рабочие стенды, где можно вывешивать информацию по проектам, которые выполняют дети или необходимые опорные схемы, карты или рисунки, помогающие осваивать новую информацию, стимулирующую их активность и познавательный интерес, а также выставки индивидуальных и коллективных работ учащихся. Часть помещений, отданная под организацию игрового пространства, должна быть продумана с точки зрения разнообразия различных форм образовательно-игровой деятельности. Здесь каждый ребенок может найти себе игру по душе, любимые игрушки и книги, пространство должно быть организовано таким образом, чтобы детям была предоставлена возможность участвовать в специальных групповых играх развивающего характера. Это пространство регулярно изменяется в соответствии с планом интеллектуального и личностного развития детей. Хорошо, если в каждой игровой комнате создан уголок, где дети заботливо ухаживают за растениями и животными
Особое место занимает оснащение техническими средствами обучения, дидактическими материалами, эстетически привлекательными, интересно художественно оформленными, предоставляющими разнообразные условия для организации самостоятельной образовательно-игровой деятельности, развивающей сенсорно-моторную, художественно-музыкальную сферы, наглядное моделирование и логическое мышление детей.
Реализация социального компонента образовательной среды предполагает организацию атмосферы взаимопонимания, доверия, взаимопомощи и поддержки среди учащихся, их родителей, педагогов и администрации, создание благоприятных в психологическом плане отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Развивающий эффект образовательная среда имеет лишь в том случае, если в ней между взрослыми и детьми достаточно устойчиво сохраняются доброжелательные взаимоотношения. Образовательно-игровая деятельность имеет развивающий характер, если ребенок ощущает себя полноценной личностью, если уважают его ценности, интересы, потребности, признают индивидуальность и самобытность, если он сам — полноценный участник процесса, а взрослый рядом — его товарищ, партнер, помощник.
Созданию и сохранению эмоционально позитивного социально психологического климата служит объединение коллектива педагогов на основе принятия концептуальных идей, заинтересованного, неформального творческого подхода к образовательному процессу, и здоровый конструктивный стиль взаимоотношений в педагогическом коллективе. Очень важно, чтобы между педагогами сохранялись доброжелательные отношения, проводились регулярные встречи, совместное обсуждение всех волнующих педагогических проблем, знакомство с новыми идеями и методическими разработками, стимулирующими желание постоянно учиться, повышать свой образовательный уровень и профессионализм.
Важную роль играет тесное сотрудничество педагогов и родителей, степень их взаимного доверия и принятия друг друга. Этому способствует свободный выбор родителями данного заведения, а также тот факт, что знакомство родителей с педагогом может произойти во время дня открытых дверей или при индивидуальном посещении семьей дошкольного учреждения или группы подготовки к школе.
Особое место занимает организация и совместное проведение традиционных праздников, игр и спортивных состязаний, в которых участвуют педагоги, дети и их родители, подготовка спектаклей, участие в детских конкурсах, посещение музеев, театров, организация походов и экскурсий. При этом педагоги стремятся подчеркнуть особую ценность и значимость каждого члена коллектива (организация групповых обсуждений различных ситуаций, празднование дня рождения каждого ребенка и т. д.).
Положительное отношение к познанию достигается, в первую очередь, созданием комфортной атмосферы общения между взрослым и ребенком и в коллективе между детьми, где каждый ребенок признается активным субъектом собственной жизни и деятельности (Личностный (индивидуально-ориентированный) подход). Одним из основных факторов, определяющих развитие познавательной активности, является позиция взрослого, который может своей деятельностью вызвать устойчивое неприятие образовательного процесса, а может и пробудить в ребенке скрытый талант, либо просто интерес к получению знаний. Одной из главных движущих сил образовательного процесса является рождение естественного искреннего общения педагога и детей, когда взрослый проявляет живой интерес к жизни ребенка, устанавливает с ним личные доверительные отношения, искренне верит в возможности ребенка, стремится к раскрытию его самобытной природы. Этому способствует отказ от традиционного авторитарно-контролирующего стиля взаимоотношений и обретение взаимоотношений, при которых педагог выступает в роли старшего товарища, стремление педагога принимать и уважать каждого ребенка, желание дать ему чувство защищенности, признания и одобрения.
Поэтому малышу так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам.
Взрослые должны уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом.
Необходимо учитывать индивидуальный темп каждого ребенка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уровнем, никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться только относительно результатов его работы. Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового, педагогу, образовательной системе в целом.
Необходимо формировать позитивный микроклимат в группе детей, поддерживающий познавательный интерес. Если ребенку трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в заботливой помощи думающего и тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять позитивное.
Соответственно для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу.
Культурно-творческий подход позволяет рассматривать образовательное пространство как творческую среду, реализующую содержание образования с позиций ценностей культуры и личностных смыслов ребенка, с одной стороны, и с позиций организации творческой деятельности, с другой. Следующий путь формирования познавательной активности ориентирован на открытие ребенком для себя культурных смыслов окружающего мира и взаимоотношений людей путем вовлечения его в творческую деятельность.
Творческий ребенок, творческая личность - это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности с взрослым, результат его собственной активности. Первые ростки творчества могут появляться в различной деятельности детей (в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, моделировании, драматизации, игре, если для этого созданы необходимые условия. У ребёнка постепенно формируется сложнейший противоречивый внутренний мир, который придаёт деятельности ребёнка творческий характер и определяет его развитие. И в этом аспекте было бы неверно говорить об обучении творчеству. Обучают, как правило, отдельным приёмам и способам творчества. Но это не ведёт к развитию истинного творчества детей, формированию творческой личности. Внутренний мир ребенка, вся его личность построены в соответствии с законами саморазвития и творчества, задача взрослого помочь раскрытию этого внутреннего потенциала, поддержать этот мощный источник полноценного развития человека.
Вовлеченность в игровую деятельность, выполнение соответствующих возрасту творческих заданий, проектов, построенных взрослым, доступных проблемных ситуаций, решение творческих задач позволяют формировать оригинальные способности ребенка. Все это помогает развитию общей эвристической структуры личности ребенка, которая благоприятствует самостоятельному поиску и выделению ребенком в окружающей действительности незнакомого, формулированию вопросов, проблемных ситуаций и задач.
Игры помогают ввести детей в учебный процесс, подготовить их к нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе. Ведь в игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В ролевой игре ребёнок часто отождествляет себя со взрослыми и воспроизводит их функции и отношения в специально создаваемых им самим условиях. Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательность, учит правильно выражать свои мысли, выстраивать общение, развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность строгим правилам, учится быть целенаправленным.
Воспитательное значение игры во многом зависит от мастерства педагога, от знания им психологии детей разного возраста, учета их возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного и корректного руководства их взаимоотношениями. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на целях, вызывающих общность чувств и действий, способствующих установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Взрослый может использовать игровые ситуации для того, чтобы объяснить ребенку, какой из его поступков хорош, а какой плох, формируя тем самым нравственные качества ребенка, помочь ребенку не унывать при проигрыше и не тщеславиться при выигрыше.
Выделяются: физические игры (подвижные, игры-соревнования, эстетические игры (музыкальные, художественные, театральные, нравственные игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации) и интеллектуальные игры (дидактические и сюжетные). В используемой системе организации образовательно-игровой деятельности также важна сочетаемость связи между формами самостоятельной игры, в которых в большой степени проявляется инициативный и творческий характер детей и образовательной деятельности, протекающей в игровой форме (обучающие игры, в большей степени направленные на усвоение определенной информации, правил).
Таким образом, в качестве важнейшего пути развития познавательной активности можно выделить использование ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности, мотив которой лежит в ней самой.
Посредством дидактической игры естественно, органически развивается познавательная деятельность дошкольников, обладающих разными уровнями познавательной активности.
В построении процесса, разработке учебно-методических материалов приоритет переходит к психологии, ибо развивающее образование должно строится на знании и грамотном использовании психологических закономерностей развития детей и взрослых (Развивающий подход).
Образовательный процесс строится с учетом важнейших принципов организации образования развивающего типа. Обогащение образования происходит также за счет организации экскурсий, посещения музеев, театров и т. д., совместном проведении взрослыми и детьми различных творческих дел, организации различных видов образовательно-игровой деятельности.
В психодидактическом аспекте реализация данного принципа предполагает включение в каждое направление развития ребенка системы продуманных творческих заданий и проектных работ для детей, с обязательным последующим оформлением творческих работ детей в виде выставок - проектов; создания проблемных ситуаций на занятиях, решение которых рождается в процессе совместной групповой деятельности; проведение занятий-путешествий, занятий-открытий, занятий-исследований, занятий-соревнований; организация и проведение конкурсов, концертов, спектаклей, спортивных состязаний.
Таким образом, важнейшими путями развития познавательной активности детей является развитие интересов и потребностей детей, осмысление и осознание ими себя в окружающем мире, своей индивидуальности, а также средства и способы добывания знаний.
Например, некоторые дети довольно быстро усваивают новые знания и присваивают новый практический опыт, а другие — испытывают серьезные трудности, у каждого из них в свой темп. Поэтому одним из путей развития познавательной активности является организация дифференциации образовательно-игровой деятельности дошкольников, позволяющей, с учетом их индивидуальных особенностей, склонностей и желаний, опираясь на специальную развивающую программу, c помощью развивающих материалов, формировать позитивное отношение к познанию нового.
Задача взрослого заключается в том, чтобы попытаться разобраться и понять, что порождает трудности ребенка и постараться ему помочь до того, как разовьются тяжелые последствия этих трудностей. Знание ребенка – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее от педагога самоотдачи, терпения, творчества.
Одним из важнейших путей формирования познавательной активности является помощь ребенку в преодолении его проблем в физической, личностной и познавательной сферах.