Наталья Алыкова
Рекомендации по психологическому сопровождению одаренных учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ
Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети, уже по определению, качественно отличаются от сверстников. Такой подход довольно уязвим и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов, хотя это понимание вполне допустимо, и нельзя не отметить, что оно отражает реальное положение дел. Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии. Вне зависимости от содержания, вкладываемого в понятие «одаренность», а так же методики её диагностики, существование данной группы людей определяется статистически.
Публикация «Рекомендации по психологическому сопровождению одаренных учащихся» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Существуют разные точки зрения по вопросу: Кого считать одаренными детьми? Ответ на этот вопрос должна давать теория одаренности. Но в жизни и в психолого-педагогической практике оказывается всё сложнее: во-первых, представления о концепции одаренности у разных исследователей различны, и, во вторых, существуют культурно-образовательные традиции, которые меняются не так быстро, как разрабатывается теория. «Одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Это определение точно характеризует суть явления, однако остается неясным, о каких именно «ярких, очевидных» или «выдающихся достижениях» идет речь.
Известный специалист в области детской одаренности Н. С. Лейтес, классифицируя разные подходы к этой проблеме, выделяет 3 категории детей, которых принято обычно называть одаренными :
1. дети с высоким IQ;
2. дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности,
3. дети с высокой креативностью (способностью к творчеству)[4].
Другой специалист в области психологии интеллекта, М. А. Холодная, утверждает, что таких категорий должно быть шесть: «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талантливые», «мудрые». Последний список излишне дифференцирован, но, наверное, в теории возможно и еще более тонкое и дробное деление [6]. Несложно заметить, что реально принято выделять обычно 3 категории, названные Н. С. Лейтесом, и ещё 1 не отмеченную им – это академическая одаренность. Таким образом, одаренными чаще всего называют :
• детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
• детей с высоким уровнем творческих способностей;
• детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми;
• детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность);
Люди, которые с успехом применяют интеллект к окружающей действительности, не обязательно отличаются в работе с абстрактными понятиями, и академические способности не всегда способствуют проявлению их интеллекта.
Ключевой особенностью практической одаренности Р. Стенберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание. Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка [5].
Проблемы одаренных детей. Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение
Цель психологического сопровождения : содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:
• совместно с другими специалистами учреждения образования определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;
• содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
• развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
• содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
• содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми [2].
Задачи психологической службы, определяющие основные направления деятельности психолога в работе с одарёнными детьми
1. Практическое направление: организация и проведение коррекционной, развивающей, консультативной и просветительской работы по индивидуальным запросам родителей, учащихся и педагогов лицея.
2. Научно-исследовательское направление: разработка и проведение исследований в рамках комплексной психодиагностической системы.
3. Прикладное направление: повышение психологической компетенции педагогов, родителей.
1. Психодиагностика. Определение одаренных детей может осуществляться с помощью множества психодиагностических методик, в зависимости от задач исследования, а именно вида одаренности, который нужно выявить. В нашем исследовании стоит задача выявления академической одаренности, для этого применялась методика изучения уровня умственного развития «Прогрессивные матрицы Дж. Ровена». Выборку составили 125 детей, учащихся в 1-х классах МОУ лицей № 19. Из них только 15,2% с высоким и незаурядным уровнем интеллекта.
Одновременно с психодиагностикой были использованы другие направления по работе с одаренными детьми.
2. Психологическое просвещение. Психологическое просвещение осуществляется в лицее через лекции для педагогов, семинары-тренинги, методические семинары, выступления на родительских собраниях и пр. Данная форма деятельности, прежде всего, позволяет познакомить педагогов и родителей с новыми психологическими и педагогическими исследованиями в области развития одаренных детей, создание для детей максимально адекватных условий обучения. Традиционные родительские собрания: «Особенности адаптации и учебной мотивации учащихся 1-го класса», «Возрастные психологические особенности учащихся», и выступления на родительских собраниях по запросам педагогов и классных руководителей.
3. Психологическая консультация.
1. Консультирование школьников: оказание помощи и поддержки детям, испытывающим трудности прежде всего в общении зная, что одаренный ребенок общаясь в своей культурной среде нередко испытывает трудности в построении взаимоотношений со сверстниками, а также детям находящимся в состоянии актуального стресса, сильного эмоционального переживания; обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа;
2. Консультирование педагогов и родителей;
3. Профконсультации;
Социально-посредническая работа в ситуациях разрешения различных конфликтов школьников.
4. Развивающая деятельность.
Организационную форму, в рамках которой происходит разработка, и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения представляет психолого-педагогический консилиум. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, медицинский работник и психолог. Реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития. Это позволяет организовать целостное сопровождение детей. В работу психолога по реализации решений консилиума входит:
1. консультирование педагогов, родителей, школьной администрации по вопросам обучения и развития конкретных школьников и ученических групп.
2. специальная развивающая работа с детьми с выявленными психологическими проблемами.
5. Психопрофилактика и развитие. Многие исследователи, изучающие проблемы, изучающие проблемы одарённых детей (Т. А. Репина, Т. В. Сенько, отмечают, что в сфере общения со сверстниками у таких детей возникают определённого рода проблемы. Они объясняют это диспропорцией в умственном и социальном развитии одарённых детей [3].
Высокий уровень самосознания одарённых детей сопровождается ранним пониманием своего отличия от других. Это может восприниматься негативно, приводить к самоизоляции или чувству отверженности, в результате страдает уверенность в себе и тормозится эмоциональное и личностное развитие. С другой стороны, восприятие ребёнком и окружающими одарённости как заслуги может формировать у него высокомерие и чувство превосходства над другими, что также ведёт к личностным и межличностным нарушениям.
Необычная глубина интенсивность эмоций одарённых детей, их незащищённость и чувствительность к несоответствию между идеями и реальностью требуют уделять особое внимание обсуждению этических вопросов, сопоставлению и осмыслению своего и чужого эмоционального опыта.
Всё вышеперечисленное свидетельствует о необходимости целенаправленной, систематической работы по развитию эмоциональной и социальной сфер у одарённого дошкольника.
6. Просвещение. Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. М. Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми : теоретические знания по вопросу одарённости; наличие практического опыта; позитивная Я-концепция; целеустремлённость и настойчивость; зрелость (чёткое знание своих целей и задач); эмоциональная стабильность; чуткость; креативность [4].
Формы работы с педагогами по подготовке к работе с одаренными детьми это консультация, семинар, семинар-практикум, деловая игра, тренинговые занятия.
Основная тематика: понятие одарённости, её признаки и виды; характеристика одарённых детей дошкольного возраста; особенности наблюдения за детьми с целью выявления у них признаков одарённость; специфика взаимоотношений в группе одарённых детей; особенности организации образовательной работы с одарёнными дошкольниками; особенности подготовки к школе одарённого ребёнка.
Понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости, а его отсутствие ведёт за собой «обнищание мысли» (А. М. Матюшкин, Ю. С. Багимов и другие). Однако, даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одарённого ребёнка. Поэтому специалистам, работающим с такими детьми, нужно уделять особое внимание семье [1].
Формы работы с родителями одарённых детей : беседы и семинары, деловые игры, тренинговые занятия, индивидуальные консультации, интеллектуальных и творческих способностей (в начальном звене).
Основная тематика: особенности одарённого ребёнка, влияние стилей детско-родительских отношений на его развитие, роль понимания взрослыми одарённости, ступени становления детской одарённости и др.
Выводы: Существуют различные виды одаренности и в зависимости от вида строится психодиагностическая, профилактическая, просветительская и развивающая работа. Для работы с одаренными детьми требуются специальная подготовка от педагогов и родителей.