Вероника Дрожаева
Программа отдела содействия семье и детям по сопровождению семей в трудной жизненной ситуации
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования Московской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Вдохновение»
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
Е. В. Шибанова ___
«___»___2018г. «УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГКОУ «Вдохновение»
___Е. В. Старшинова
«___» ___2018г.
ПРОГРАММА
отдела содействия семье и детям ГКОУ МО «Вдохновение»,
по сопровождению семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Публикация «Программа отдела содействия семье и детям по сопровождению семей в трудной жизненной ситуации» размещена в разделах
«Мы вместе».
Пояснительная записка.
Семья — один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. На данный момент, количество семей попавших в трудную жизненную ситуацию из-за низких доходов, безработицы, разводов неуклонно растет. Это неполные семьи, в которых отсутствует папа и мама, где есть дети с ограниченными возможностями, где сами родители имеют ограничения в здоровье; семьи, подверженные алкоголизации и наркомании, которые в силу различных причин не могут трудоустроиться; семьи, имеющие низкий доход.
Федеральным законом от 15 ноября 1999 года №195 - ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ» дано четкое определение трудной жизненной ситуации : «трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно». На помощь семьям попавшим в трудную жизненную ситуацию приходят различные службы системы профилактики. Наш отдел помогает семьям встать на путь исправления при помощи социально-педагогического сопровождения.
Социально-педагогическое сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка. В деятельности по социально-педагогическому сопровождению семей группы риска специалисты отдела руководствуются следующими нормативными документами:
Семейный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 24.04.2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.09.2009 № 334 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423»
Положение о Министерстве образования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 07.02.2014 № 41/2
Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»
Конвенция о правах ребенка
Закон РФ «Об образовании»
Федеральный закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Закон РФ от 24.07.1998г. №124 — ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей». Сопровождать — значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого.
Цель программы : социально-психологическая поддержка семьи, направленная на восстановление благоприятной семейной среду для воспитания, развития и социализации ребенка.
Задачи программы :
своевременное выявление семей, имеющих несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении;
психолого-педагогическая поддержка семей и детей, находящихся в трудной-жизненной ситуации;
проведение обследования условий жизни выявленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, содействия укреплению статуса семьи;
организация психолого-педагогического сопровождения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, направленная на позитивные изменения в области профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия;
осуществление взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, с органами опеки и попечительства, Управлением образования и образовательными организациями, полицией, ПДН УМВД России по Коломенскому городскому округу, Управлением социальной защитой, органами здравоохранения;
временное помещение несовершеннолетних детей в образовательное учреждение,находящихся в трудной жизненной ситуации для оказания педагогической, медицинской, психологической и социальной помощи.
Перспектива работы по программе — это вывод семьи из трудной жизненной ситуации. Налаживание детско-родительских отношений.
Направления реализации программы : информационно-аналитическое, психолого-педагогическое сопровождение, межведомственное взаимодействие.
Информационно-аналитическое направление подразумевает под собой первичный сбор информации о семье, выход в семью с целью составления акта обследования условий проживания, раннее выявление и учет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, анализ ситуации, исследование среды и причин.
Психолого-педагогическое сопровождение заключается в совместной работе социального педагога и педагога-психолога в разработке и реализации индивидуальных программ, которые предполагают проведение коррекции и реабилитации детско-родительских отношений.
Межведомственное взаимодействие по вопросам социальной поддержки и реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, взаимодействие происходит со следующими организациями: органы управления образования, здравоохранения, управления социальной защиты населения, органов внутренних дел, органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, поэтому в индивидуально-профилактических и коррекционно-реабилитирующих программах по работе с семьей задействованы все органы профилактики.
Этапы работы с семьями находящими в трудной жизненной ситуации :
• Диагностика семейного неблагополучия через наблюдения, анкетирование детей и родителей, консилиумы, анализ документов, протоколы КДН и ЗП, составление индивидуальных программ реабилитации.
• Индивидуальная помощь семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, через рекомендации по преодолению сложных жизненных ситуаций, консультации специалистов, индивидуальные беседы, индивидуальное социально-педагогическое сопровождение.
• Профилактика семейного неблагополучия : семинары для учителей и родителей, организация досуговой деятельности в выходное и каникулярное время, постановка на учет в службы профилактики.
Методы реализации программы :
• знакомство с семьями;
• совместное планирование работы с семьей;
• диагностика детско-родительских отношений;
• сопровождение семей в виде консультаций различными службами систем профилактики;
• психологическое консультирование, как индивидуальное, так и семейное;
• убеждение — разъяснение и доказательство правильности и необъективности поведения, либо недопустимости какого-то поступка;
• моральная поддержка — по отношению к детям, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
• нравственное упражнение по формированию нравственных качеств.
Диагностический инструментарий включает в себя:
• Проективные методики «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек.»,
• Диагностика внутрисемейных отношений «Три дерева»;
• Цветовой тест Люшера
• Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников (А. О. Прохоров, Г. Н. Генинг)
• Тест «Исследование личности» (опросник Спилберга)
• Методика определения эмоциональной напряженности,
• Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей.
• Опросник «Подростки о родителях»
• Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма.
• Тест РУКИ Э. Вагнера
• Тест «Тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки).
Алгоритм работы с семьями в трудной жизненной ситуации.
– Получение запроса из координирующего органа (КДН и ЗП, управление опеки и попечительства)
– оценка условий жизни и воспитания ребенка, наличия угрозы его жизни или здоровью посредством проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи.
– Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи по форме согласно приложению № 3 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.09.2009 № 334 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 № 423» (далее соответственно - акт обследования, Приказ № 334, (приложение1)
– Передача сведений о семье и (или) ребенке (детях) в орган опеки и попечительства, территориальный орган внутренних дел по месту пребывания ребенка.
– Проведение психодиагностического обследования семьи (приложение2)
– Разработка программы психолого-педагогической поддержки семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию. (приложение3)
– Комплексное сопровождение биологических семей, включая:
– посещение семьи согласно графика, с целью поддержки и контроля выполнения пунктов программы реабилитации. (приложение4)
– организацию и проведение обучающих семинаров и тренингов.
– Организация психолого-педагогической, социально-педагогической работы с родителями, с целью создания благоприятных условий для развития и воспитания в семье;
– повторная оценка условий жизни и воспитания ребенка, наличия угрозы его жизни или здоровью посредством проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи.
– Анализ взаимодействия и коррекция программы реабилитации.
– Проведение консилиума о возможности снятия семьи с социально-педагогического сопровождение.
Приложение1
Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего
гражданина и его семьи
Дата обследования " " ___ 20___г.
Фамилия, имя, отчество (при наличии, должность специалиста, проводившего
обследование___
Проводилось обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина
(далее - ребенок)___
(фамилия, имя, отчество (при наличии, дата рождения)
| | свидетельство о рождении: серия ___N___
___
(когда и кем выдано)
паспорт___ ___
(когда и кем выдан)
место жительства___
___,
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
место пребывания___
___
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
1. Сведения о родителях ребенка.
1.1. Мать___,
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
дата и место рождения___,
место жительства___
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
___,
место пребывания___
.
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность
и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы;
среднемесячный доход; иные сведения)___
___
.
Участие матери в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает
совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит
с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка,
имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные потребности
ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении
медицинской помощи) и т. д.) ___
___
.
1.2. Отец___,
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
дата и место рождения___,
место жительства___
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
___,
место пребывания___
.
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность
и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы;
среднемесячный доход; иные сведения)___
___
.
Участие отца в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает
совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит
с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка,
имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные потребности
ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении
медицинской помощи) и т. д.)___
___
.
1.3. Родители в зарегистрированном браке состоят/не состоят; проживают
совместно/раздельно.
2. Сведения о ребенке.
2.1. Состояние здоровья (общая визуальная оценка уровня физического
развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых
потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении;
наличие признаков физического и (или) психического насилия над
ребенком)___
___
___;
2.2. Внешний вид (соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие,
качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также
возрасту и полу ребенка и т. д.)
___
___
___;
2.3. Социальная адаптация (наличие навыков общения с окружающими, навыков
самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными
особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в
различной обстановке и т. д.)
___
___
___;
2.4. Воспитание и образование (форма освоения образовательных программ,
посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений
дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении
образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными
особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их
соответствие возрасту и индивидуальным особенностям, организация
свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей
среды)___
___
___;
2.5. Обеспечение безопасности (отсутствие доступа к опасным предметам в
быту, медикаментам, электроприборам, газу и т. п., риск нанесения ребенку
вреда как в домашних условиях, так и вне
дома)___
___
___;
2.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка___
___
.
3. Семейное окружение.
3.1. Состав семьи (лица, проживающие совместно с ребенком)
ФИО, год
рождения Степень родства с
ребенком Проживает
постоянно/временно/
не проживает Участвует/не участвует в
воспитании и содержании
ребенка
3.2. Сведения об иных родственниках ребенка___
___
___;
(фамилия, имя, отчество (при наличии) степень родства, место жительства)
3.3. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер (особенности
общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции,
семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг
общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями,
знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями)__
___
___;
3.4. Социальные связи ребенка и его семьи (с соседями, знакомыми,
контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями и т. д.)___
___
___;
3.5. Кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком (родители,
другие члены семьи, соседи, другие лица)___
___
.
4. Жилищно-бытовые и имущественные условия.
4.1. Жилая площадь, на которой проживает___,
(фамилия, инициалы ребенка)
составляет___кв. м, состоит из___комнат,
размер каждой комнаты: ___кв. м,___кв. м, ___кв. м. на
___этаже в___этажном доме.
4.2. Собственником (нанимателем) жилой площади является___
___;
(фамилия, имя, отчество (при наличии, степень родства по отношению к
ребенку)
4.3. Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т. п. ; в нормальном
состоянии, ветхий, аварийный; комнаты сухие, светлые, проходные и прочее)
___
___;
4.4. Благоустройство дома и жилой площади (водопровод, канализация, какое
отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т. д.)___
___
___;
4.5. Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади (хорошее,
удовлетворительное, неудовлетворительное) ___
___;
4.6. Жилищно-бытовые условия ребенка (наличие отдельной комнаты, уголка,
места для сна, игр, занятий, игрушек, книг и т. д.)___
___
___;
4.7. Структура доходов семьи (основные источники дохода (доходы родителей
и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты);
среднемесячный и среднедушевой доход семьи)___
___
___
___;
4.8. Сведения об имуществе и имущественных правах ребенка___
___
___;
4.9. Достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей
ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание,
игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные
и канцелярские принадлежности и пр.)___
___
___
.
5. Результаты беседы с ребенком о его отношении и привязанности к каждому
из родителей и другим членам семьи___
___
___
.
6. Результаты опроса лиц, располагающих данными о взаимоотношениях
родителей с ребенком, их поведении в быту и т. д___
___
.
7. Условия, представляющие угрозу жизни или здоровью ребенка либо
препятствующие его нормальному воспитанию и развитию___ :
(имеются/отсутствуют)
7.1___;
7.2___;
7.3___и т. д.
8. Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского
попечения над ребенком___ :
(имеются/отсутствуют)
8.1___;
8.2___;
8.3___и т. д.
9. Дополнительные данные обследования___
___
.
10. Выводы.
10.1. Угроза жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию
ребенка ___
(фамилия, инициалы ребенка)
___
(отсутствует; имеется со стороны родителей, одного из них, со стороны
других членов семьи)
___;
10.2. Родительское попечение над ребенком ___
(фамилия, инициалы ребенка)
___;
(имеется/отсутствует со стороны обоих родителей (единственного родителя)
10.3. Помощь, в которой нуждается ребенок (социальная, правовая,
психолого-педагогическая, медицинская, материальная и т. д.) ___
___
___;
10.4. Помощь, в которой нуждается семья (социальная, правовая,
психологическая, медицинская, материальная и т. д.)___
___
___;
10.5. Рекомендуемые формы защиты прав ребенка (оказание консультативной и
иной помощи с указанием органов и организаций, оказывающих помощь;
отобрание в порядке, установленном семейным законодательством; временное
помещение в организацию (образовательную, медицинскую, оказывающую
социальные услуги, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей и т. д.)
___
___
.
Подпись лица, проводившего обследование___
Утверждаю
___ ___ ___
(руководитель органа опеки и (подпись) (Ф. И. О.)
попечительства или
организации, проводившей
обследование)
М. П.
Приложение2
КАРТА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА
ЛИСТ ДИАГНОСТИКИ
Психологическая диагностика (развития ребенка, внутрисемейного контакта, родительских компетенций и пр.)
Ответственный специалист ___
Даты проведения: ___
___
Список проведенных мероприятий: ___
___
___
___
Выявленные аспекты, требующие вмешательство психолога/ коррекцию:
___
___
___
___
___
___
Рекомендации, озвученные родителям:
___
___
___
___
___
___
___
___
Рекомендации специалистам:
___
___
___
___
Повторная психологическая диагностика
Ответственный специалист ___
Даты проведения: ___
Список проведенных мероприятий: ___
___
___
Выявленные изменения, улучшения: ___
___
___
___
___
Выявленные аспекты, требующие вмешательство психолога/ коррекцию:
___
___
___
___
Рекомендации, озвученные родителям:
___
___
___
Рекомендации специалистам: ___
___
___
ЛИСТ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
Психологическая коррекция
Ответственный специалист ___
Даты проведения: ___
___
___
Список проведенных мероприятий: ___
___
___
___
___
___
Заключение по результатам проведенной работы: ___
___
___
___
___
___
Консультирование семьи по вопросам внутрисемейных отношений и внутрисемейных конфликтов
Ответственный специалист ___
Даты проведения: ___
___
Список проведенных мероприятий: ___
___
___
___
Заключение по результатам проведенной работы: ___
___
___
___
приложение3
Программа психолого-педагогической поддержки семьи
Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего:
Возраст, вид занятий:
Адрес постоянной регистрации:
Адрес места фактического проживания
Телефон:
Фамилия, имя, отчество родителей или других законных представителей, место работы:
Мать:
Основные показатели и характеристика трудной жизненной ситуации несовершеннолетних :
Причины трудной жизненной ситуации Мероприятия Сроки реализации Ответственный за оказание помощи Результат
1. Социально-правовой блок
2. Социально-медицинск
ий блок
3. Социально-педагоги
ческий блок
4. Социально-психологический блок
5. Социально-экономи-
ческий блок
6. Социальо-бытовой блок
Консультирование по правам детей;
Разъяснение прав и обязанностей родителей, а также иных лиц по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими нормами;
Разъяснение родителям и несовершеннолетним ответственности за нарушения общественного порядка;
Консультирование по санитарно-гигиеническим требованиям содержания несовершеннолетних
Консультирование по формированию здорового образа жизни
Консультирование по вопросам особенностей возрастного и индивидуального развития детей;
Профилактика употребления спиртных напитков матери
Проведение диагностики и обследования ребенка
Коррекция допущенных педагогических ошибок в семье;
Содействие в профессиональной ориентации и профессиональном обучения
Консультирование по вопросам особенностей психовозрастного и личностного развития детей;
Диагностика и обследование ребенка и родителей;
Психологическая коррекция нарушений общения у детей или искажений в психическом развитии;
Психологические занятия по снятию психотравмирующих ситуаций в семье, выработке умений и навыков социальной адаптации к сложившейся ситуации
Содействие в реализации права на помощь установленных законодательных мер социальной поддержки
Содействие в решении вопросов оплаты коммунальных услуг
Содействие в налаживании бытовых условий проживания семьи;
Содействие в решении вопросов жизненного устройства.
постоянно
постоянно
постоянно
по мере необходимости
постоянно
по запросу
.
постоянно
ГКОУ МО «Вдохновение»
начальник ОССиД
педагог-психолог
ГКОУ МО «Вдохновение»
педагог-психолог
ГКОУ МО «Вдохновение»
начальник ОССиД
ГКОУ МО «Вдохновение»
педагог-психолог
ГКОУ МО «Вдохновение»
начальник ОССиД
ГКОУ МО «Вдохновение»
начальник ОССиД
Приложение5
Социальный паспорт семьи находящейся в трудной жизненной ситуации
1. Общие сведения:
Число членов семьи ___
Ф. И. О. отца ___
Адрес ___
Год рождения ___
Образование ___
Место работы, специальность___ ___ Состояние здоровья, прочие сведения___
Ф. И. О. матери ___
Адрес___
Год рождения___
Образование___
Место работы, специальность ___ ___
Состояние здоровья, прочие сведения___ ___
Ф. И. О. ребенка ___
Адрес___
Дата рождения___
Место учебы___
Состояние здоровья, прочие сведения___ ___
Ф. И. О. ребенка ___
Адрес___
Дата рождения___
Место учебы___
Состояние здоровья, прочие сведения___ ___
Ф. И. О. ребенка ___
Адрес___
Дата рождения___
Место учебы___
Состояние здоровья, прочие сведения___ ___
2. Характеристика условий в семье (бытовые, жилищные, санитарные)___
3. Где состоит на учете___
4. К какому фактору группы риска относится:
1. Социально-демографический фактор:
Многодетная семья (количество детей в семье)___
Неполная (воспитывает одна мать, воспитывает один отец, воспитывает мать- одиночка, воспитывают другие члены семьи)
с приемными, опекаемыми детьми, с недееспособными родителями, малообеспеченная семья, семья беженцев,
1. Социально- педагогический фактор:
Родители не справляются с социальной ситуацией; конфликтные семьи; семьи, где дети самовольно уходят из дома;
• Социально-криминогенный фактор:
Семьи, где имеется угроза жизни детей, злоупотребление родителями алкоголя, ПАВ, жестокое обращение с детьми.
• Социально- экономический фактор :
Реальный доход в семье___
Доход на одного человека___
Состоит на учете в центре занятости ___ ___
Какое пособие получает___
Рекомендации___
Список используемой литературы:
1. Азаров Ю. П. «Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы», Москва: «Ар. Факты», 1993 г.
2. Браун Дж, Кристенсен Д. «Семейная психотерапия и семейное консультирование», Москва, 2001 г.
3. Карабанова О. А. «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : Учебное пособие», Москва: Гардарики, 2004 г.
4. Смирнова И. О., Быкова М. В. «Опыт построения метода диагностики родительского отношения к ребенку // Семейные психотерапевты и семейные психологи : Кто мы?» Санкт-Петербург, 2001 г.
5. Фридмен Д. «Техники семейной психотерапии», Санкт-Петербург: Питер, 2001г.
6. Черепанова Е. М. «Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: кн. для шк. психологов, родителей и учителей», 2-е изд. Москва: ИЦ «Академия», 1997