Папки-передвижки

Программа отдела содействия семье и детям по сопровождению семей в трудной жизненной ситуации

Вероника Дрожаева
Программа отдела содействия семье и детям по сопровождению семей в трудной жизненной ситуации
▼ Скачать + Заказать документы

Министерство образования Московской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Вдохновение»

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

Е. В. Шибанова ___

«___»___2018г. «УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГКОУ «Вдохновение»

___Е. В. Старшинова

«___» ___2018г.

ПРОГРАММА

отдела содействия семье и детям ГКОУ МО «Вдохновение»,

по сопровождению семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Публикация «Программа отдела содействия семье и детям по сопровождению семей в трудной жизненной ситуации» размещена в разделах

«Мы вместе».

Пояснительная записка.

Семья — один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. На данный момент, количество семей попавших в трудную жизненную ситуацию из-за низких доходов, безработицы, разводов неуклонно растет. Это неполные семьи, в которых отсутствует папа и мама, где есть дети с ограниченными возможностями, где сами родители имеют ограничения в здоровье; семьи, подверженные алкоголизации и наркомании, которые в силу различных причин не могут трудоустроиться; семьи, имеющие низкий доход.

Федеральным законом от 15 ноября 1999 года №195 - ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ» дано четкое определение трудной жизненной ситуации : «трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно». На помощь семьям попавшим в трудную жизненную ситуацию приходят различные службы системы профилактики. Наш отдел помогает семьям встать на путь исправления при помощи социально-педагогического сопровождения.

Социально-педагогическое сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка. В деятельности по социально-педагогическому сопровождению семей группы риска специалисты отдела руководствуются следующими нормативными документами:

Семейный кодекс Российской Федерации

Федеральный закон от 24.04.2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.09.2009 № 334 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423»

Положение о Министерстве образования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 07.02.2014 № 41/2

Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»

Конвенция о правах ребенка

Закон РФ «Об образовании»

Федеральный закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Закон РФ от 24.07.1998г. №124 — ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей». Сопровождать — значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого.

Цель программы : социально-психологическая поддержка семьи, направленная на восстановление благоприятной семейной среду для воспитания, развития и социализации ребенка.

Задачи программы :

своевременное выявление семей, имеющих несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении;

психолого-педагогическая поддержка семей и детей, находящихся в трудной-жизненной ситуации;

проведение обследования условий жизни выявленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, содействия укреплению статуса семьи;

организация психолого-педагогического сопровождения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, направленная на позитивные изменения в области профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия;

осуществление взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, с органами опеки и попечительства, Управлением образования и образовательными организациями, полицией, ПДН УМВД России по Коломенскому городскому округу, Управлением социальной защитой, органами здравоохранения;

временное помещение несовершеннолетних детей в образовательное учреждение,находящихся в трудной жизненной ситуации для оказания педагогической, медицинской, психологической и социальной помощи.

Перспектива работы по программе — это вывод семьи из трудной жизненной ситуации. Налаживание детско-родительских отношений.

Направления реализации программы : информационно-аналитическое, психолого-педагогическое сопровождение, межведомственное взаимодействие.

Информационно-аналитическое направление подразумевает под собой первичный сбор информации о семье, выход в семью с целью составления акта обследования условий проживания, раннее выявление и учет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, анализ ситуации, исследование среды и причин.

Психолого-педагогическое сопровождение заключается в совместной работе социального педагога и педагога-психолога в разработке и реализации индивидуальных программ, которые предполагают проведение коррекции и реабилитации детско-родительских отношений.

Межведомственное взаимодействие по вопросам социальной поддержки и реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, взаимодействие происходит со следующими организациями: органы управления образования, здравоохранения, управления социальной защиты населения, органов внутренних дел, органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, поэтому в индивидуально-профилактических и коррекционно-реабилитирующих программах по работе с семьей задействованы все органы профилактики.

Этапы работы с семьями находящими в трудной жизненной ситуации :

• Диагностика семейного неблагополучия через наблюдения, анкетирование детей и родителей, консилиумы, анализ документов, протоколы КДН и ЗП, составление индивидуальных программ реабилитации.

• Индивидуальная помощь семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, через рекомендации по преодолению сложных жизненных ситуаций, консультации специалистов, индивидуальные беседы, индивидуальное социально-педагогическое сопровождение.

• Профилактика семейного неблагополучия : семинары для учителей и родителей, организация досуговой деятельности в выходное и каникулярное время, постановка на учет в службы профилактики.

Методы реализации программы :

• знакомство с семьями;

• совместное планирование работы с семьей;

• диагностика детско-родительских отношений;

сопровождение семей в виде консультаций различными службами систем профилактики;

• психологическое консультирование, как индивидуальное, так и семейное;

• убеждение — разъяснение и доказательство правильности и необъективности поведения, либо недопустимости какого-то поступка;

• моральная поддержка — по отношению к детям, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

• нравственное упражнение по формированию нравственных качеств.

Диагностический инструментарий включает в себя:

• Проективные методики «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек.»,

• Диагностика внутрисемейных отношений «Три дерева»;

• Цветовой тест Люшера

• Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников (А. О. Прохоров, Г. Н. Генинг)

• Тест «Исследование личности» (опросник Спилберга)

• Методика определения эмоциональной напряженности,

• Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей.

• Опросник «Подростки о родителях»

• Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма.

• Тест РУКИ Э. Вагнера

• Тест «Тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки).

Алгоритм работы с семьями в трудной жизненной ситуации.

– Получение запроса из координирующего органа (КДН и ЗП, управление опеки и попечительства)

– оценка условий жизни и воспитания ребенка, наличия угрозы его жизни или здоровью посредством проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи.

– Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи по форме согласно приложению № 3 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.09.2009 № 334 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 № 423» (далее соответственно - акт обследования, Приказ № 334, (приложение1)

– Передача сведений о семье и (или) ребенке (детях) в орган опеки и попечительства, территориальный орган внутренних дел по месту пребывания ребенка.

– Проведение психодиагностического обследования семьи (приложение2)

– Разработка программы психолого-педагогической поддержки семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию. (приложение3)

– Комплексное сопровождение биологических семей, включая:

– посещение семьи согласно графика, с целью поддержки и контроля выполнения пунктов программы реабилитации. (приложение4)

– организацию и проведение обучающих семинаров и тренингов.

– Организация психолого-педагогической, социально-педагогической работы с родителями, с целью создания благоприятных условий для развития и воспитания в семье;

– повторная оценка условий жизни и воспитания ребенка, наличия угрозы его жизни или здоровью посредством проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи.

– Анализ взаимодействия и коррекция программы реабилитации.

– Проведение консилиума о возможности снятия семьи с социально-педагогического сопровождение.

Приложение1

Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего

гражданина и его семьи

Дата обследования " " ___ 20___г.

Фамилия, имя, отчество (при наличии, должность специалиста, проводившего

обследование___

Проводилось обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина

(далее - ребенок)___

(фамилия, имя, отчество (при наличии, дата рождения)

| | свидетельство о рождении: серия ___N___

___

(когда и кем выдано)

паспорт___ ___

(когда и кем выдан)

место жительства___

___,

(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)

место пребывания___

___

(адрес места фактического проживания и проведения обследования)

1. Сведения о родителях ребенка.

1.1. Мать___,

(фамилия, имя, отчество (при наличии)

дата и место рождения___,

место жительства___

(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)

___,

место пребывания___

.

(адрес места фактического проживания и проведения обследования)

Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность

и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы;

среднемесячный доход; иные сведения)___

___

.

Участие матери в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает

совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит

с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка,

имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные потребности

ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении

медицинской помощи) и т. д.) ___

___

.

1.2. Отец___,

(фамилия, имя, отчество (при наличии)

дата и место рождения___,

место жительства___

(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)

___,

место пребывания___

.

(адрес места фактического проживания и проведения обследования)

Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность

и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы;

среднемесячный доход; иные сведения)___

___

.

Участие отца в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает

совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит

с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка,

имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные потребности

ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении

медицинской помощи) и т. д.)___

___

.

1.3. Родители в зарегистрированном браке состоят/не состоят; проживают

совместно/раздельно.

2. Сведения о ребенке.

2.1. Состояние здоровья (общая визуальная оценка уровня физического

развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых

потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении;

наличие признаков физического и (или) психического насилия над

ребенком)___

___

___;

2.2. Внешний вид (соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие,

качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также

возрасту и полу ребенка и т. д.)

___

___

___;

2.3. Социальная адаптация (наличие навыков общения с окружающими, навыков

самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными

особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в

различной обстановке и т. д.)

___

___

___;

2.4. Воспитание и образование (форма освоения образовательных программ,

посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений

дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении

образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными

особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их

соответствие возрасту и индивидуальным особенностям, организация

свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей

среды)___

___

___;

2.5. Обеспечение безопасности (отсутствие доступа к опасным предметам в

быту, медикаментам, электроприборам, газу и т. п., риск нанесения ребенку

вреда как в домашних условиях, так и вне

дома)___

___

___;

2.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка___

___

.

3. Семейное окружение.

3.1. Состав семьи (лица, проживающие совместно с ребенком)

ФИО, год

рождения Степень родства с

ребенком Проживает

постоянно/временно/

не проживает Участвует/не участвует в

воспитании и содержании

ребенка

3.2. Сведения об иных родственниках ребенка___

___

___;

(фамилия, имя, отчество (при наличии) степень родства, место жительства)

3.3. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер (особенности

общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции,

семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг

общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями,

знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями)__

___

___;

3.4. Социальные связи ребенка и его семьи (с соседями, знакомыми,

контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями и т. д.)___

___

___;

3.5. Кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком (родители,

другие члены семьи, соседи, другие лица)___

___

.

4. Жилищно-бытовые и имущественные условия.

4.1. Жилая площадь, на которой проживает___,

(фамилия, инициалы ребенка)

составляет___кв. м, состоит из___комнат,

размер каждой комнаты: ___кв. м,___кв. м, ___кв. м. на

___этаже в___этажном доме.

4.2. Собственником (нанимателем) жилой площади является___

___;

(фамилия, имя, отчество (при наличии, степень родства по отношению к

ребенку)

4.3. Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т. п. ; в нормальном

состоянии, ветхий, аварийный; комнаты сухие, светлые, проходные и прочее)

___

___;

4.4. Благоустройство дома и жилой площади (водопровод, канализация, какое

отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т. д.)___

___

___;

4.5. Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади (хорошее,

удовлетворительное, неудовлетворительное) ___

___;

4.6. Жилищно-бытовые условия ребенка (наличие отдельной комнаты, уголка,

места для сна, игр, занятий, игрушек, книг и т. д.)___

___

___;

4.7. Структура доходов семьи (основные источники дохода (доходы родителей

и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты);

среднемесячный и среднедушевой доход семьи)___

___

___

___;

4.8. Сведения об имуществе и имущественных правах ребенка___

___

___;

4.9. Достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей

ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание,

игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные

и канцелярские принадлежности и пр.)___

___

___

.

5. Результаты беседы с ребенком о его отношении и привязанности к каждому

из родителей и другим членам семьи___

___

___

.

6. Результаты опроса лиц, располагающих данными о взаимоотношениях

родителей с ребенком, их поведении в быту и т. д___

___

.

7. Условия, представляющие угрозу жизни или здоровью ребенка либо

препятствующие его нормальному воспитанию и развитию___ :

(имеются/отсутствуют)

7.1___;

7.2___;

7.3___и т. д.

8. Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского

попечения над ребенком___ :

(имеются/отсутствуют)

8.1___;

8.2___;

8.3___и т. д.

9. Дополнительные данные обследования___

___

.

10. Выводы.

10.1. Угроза жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию

ребенка ___

(фамилия, инициалы ребенка)

___

(отсутствует; имеется со стороны родителей, одного из них, со стороны

других членов семьи)

___;

10.2. Родительское попечение над ребенком ___

(фамилия, инициалы ребенка)

___;

(имеется/отсутствует со стороны обоих родителей (единственного родителя)

10.3. Помощь, в которой нуждается ребенок (социальная, правовая,

психолого-педагогическая, медицинская, материальная и т. д.) ___

___

___;

10.4. Помощь, в которой нуждается семья (социальная, правовая,

психологическая, медицинская, материальная и т. д.)___

___

___;

10.5. Рекомендуемые формы защиты прав ребенка (оказание консультативной и

иной помощи с указанием органов и организаций, оказывающих помощь;

отобрание в порядке, установленном семейным законодательством; временное

помещение в организацию (образовательную, медицинскую, оказывающую

социальные услуги, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей и т. д.)

___

___

.

Подпись лица, проводившего обследование___

Утверждаю

___ ___ ___

(руководитель органа опеки и (подпись) (Ф. И. О.)

попечительства или

организации, проводившей

обследование)

М. П.

Приложение2

КАРТА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

ЛИСТ ДИАГНОСТИКИ

Психологическая диагностика (развития ребенка, внутрисемейного контакта, родительских компетенций и пр.)

Ответственный специалист ___

Даты проведения: ___

___

Список проведенных мероприятий: ___

___

___

___

Выявленные аспекты, требующие вмешательство психолога/ коррекцию:

___

___

___

___

___

___

Рекомендации, озвученные родителям:

___

___

___

___

___

___

___

___

Рекомендации специалистам:

___

___

___

___

Повторная психологическая диагностика

Ответственный специалист ___

Даты проведения: ___

Список проведенных мероприятий: ___

___

___

Выявленные изменения, улучшения: ___

___

___

___

___

Выявленные аспекты, требующие вмешательство психолога/ коррекцию:

___

___

___

___

Рекомендации, озвученные родителям:

___

___

___

Рекомендации специалистам: ___

___

___

ЛИСТ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ

Психологическая коррекция

Ответственный специалист ___

Даты проведения: ___

___

___

Список проведенных мероприятий: ___

___

___

___

___

___

Заключение по результатам проведенной работы: ___

___

___

___

___

___

Консультирование семьи по вопросам внутрисемейных отношений и внутрисемейных конфликтов

Ответственный специалист ___

Даты проведения: ___

___

Список проведенных мероприятий: ___

___

___

___

Заключение по результатам проведенной работы: ___

___

___

___

приложение3

Программа психолого-педагогической поддержки семьи

Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего:

Возраст, вид занятий:

Адрес постоянной регистрации:

Адрес места фактического проживания

Телефон:

Фамилия, имя, отчество родителей или других законных представителей, место работы:

Мать:

Основные показатели и характеристика трудной жизненной ситуации несовершеннолетних :

Причины трудной жизненной ситуации Мероприятия Сроки реализации Ответственный за оказание помощи Результат

1. Социально-правовой блок

2. Социально-медицинск

ий блок

3. Социально-педагоги

ческий блок

4. Социально-психологический блок

5. Социально-экономи-

ческий блок

6. Социальо-бытовой блок

Консультирование по правам детей;

Разъяснение прав и обязанностей родителей, а также иных лиц по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими нормами;

Разъяснение родителям и несовершеннолетним ответственности за нарушения общественного порядка;

Консультирование по санитарно-гигиеническим требованиям содержания несовершеннолетних

Консультирование по формированию здорового образа жизни

Консультирование по вопросам особенностей возрастного и индивидуального развития детей;

Профилактика употребления спиртных напитков матери

Проведение диагностики и обследования ребенка

Коррекция допущенных педагогических ошибок в семье;

Содействие в профессиональной ориентации и профессиональном обучения

Консультирование по вопросам особенностей психовозрастного и личностного развития детей;

Диагностика и обследование ребенка и родителей;

Психологическая коррекция нарушений общения у детей или искажений в психическом развитии;

Психологические занятия по снятию психотравмирующих ситуаций в семье, выработке умений и навыков социальной адаптации к сложившейся ситуации

Содействие в реализации права на помощь установленных законодательных мер социальной поддержки

Содействие в решении вопросов оплаты коммунальных услуг

Содействие в налаживании бытовых условий проживания семьи;

Содействие в решении вопросов жизненного устройства.

постоянно

постоянно

постоянно

по мере необходимости

постоянно

по запросу

.

постоянно

ГКОУ МО «Вдохновение»

начальник ОССиД

педагог-психолог

ГКОУ МО «Вдохновение»

педагог-психолог

ГКОУ МО «Вдохновение»

начальник ОССиД

ГКОУ МО «Вдохновение»

педагог-психолог

ГКОУ МО «Вдохновение»

начальник ОССиД

ГКОУ МО «Вдохновение»

начальник ОССиД

Приложение5

Социальный паспорт семьи находящейся в трудной жизненной ситуации

1. Общие сведения:

Число членов семьи ___

Ф. И. О. отца ___

Адрес ___

Год рождения ___

Образование ___

Место работы, специальность___ ___ Состояние здоровья, прочие сведения___

Ф. И. О. матери ___

Адрес___

Год рождения___

Образование___

Место работы, специальность ___ ___

Состояние здоровья, прочие сведения___ ___

Ф. И. О. ребенка ___

Адрес___

Дата рождения___

Место учебы___

Состояние здоровья, прочие сведения___ ___

Ф. И. О. ребенка ___

Адрес___

Дата рождения___

Место учебы___

Состояние здоровья, прочие сведения___ ___

Ф. И. О. ребенка ___

Адрес___

Дата рождения___

Место учебы___

Состояние здоровья, прочие сведения___ ___

2. Характеристика условий в семье (бытовые, жилищные, санитарные)___

3. Где состоит на учете___

4. К какому фактору группы риска относится:

1. Социально-демографический фактор:

Многодетная семья (количество детей в семье)___

Неполная (воспитывает одна мать, воспитывает один отец, воспитывает мать- одиночка, воспитывают другие члены семьи)

с приемными, опекаемыми детьми, с недееспособными родителями, малообеспеченная семья, семья беженцев,

1. Социально- педагогический фактор:

Родители не справляются с социальной ситуацией; конфликтные семьи; семьи, где дети самовольно уходят из дома;

Социально-криминогенный фактор:

Семьи, где имеется угроза жизни детей, злоупотребление родителями алкоголя, ПАВ, жестокое обращение с детьми.

Социально- экономический фактор :

Реальный доход в семье___

Доход на одного человека___

Состоит на учете в центре занятости ___ ___

Какое пособие получает___

Рекомендации___

Список используемой литературы:

1. Азаров Ю. П. «Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы», Москва: «Ар. Факты», 1993 г.

2. Браун Дж, Кристенсен Д. «Семейная психотерапия и семейное консультирование», Москва, 2001 г.

3. Карабанова О. А. «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : Учебное пособие», Москва: Гардарики, 2004 г.

4. Смирнова И. О., Быкова М. В. «Опыт построения метода диагностики родительского отношения к ребенку // Семейные психотерапевты и семейные психологи : Кто мы?» Санкт-Петербург, 2001 г.

5. Фридмен Д. «Техники семейной психотерапии», Санкт-Петербург: Питер, 2001г.

6. Черепанова Е. М. «Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: кн. для шк. психологов, родителей и учителей», 2-е изд. Москва: ИЦ «Академия», 1997

Публикации по теме:

«Два богатыря». Игровая конкурсная программа для семей с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста«Два богатыря». Игровая конкурсная программа для семей с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Действующие лица: • Ведущий, • Алёша Попович, • Илья Муромец, • Любава. Реквизит: • Конкурс «Коромысло»: ведёрко детское - 4 шт., гимнастическая.

Фотоотчет о новогоднем утреннике в Тейковской библиотеке отдела семейного чтения в подготовительной группеФотоотчет о новогоднем утреннике в Тейковской библиотеке отдела семейного чтения в подготовительной группе 19 декабря 2018 года в отдел семейного чтения Тейковской городской библиотеки пришли ребята из подготовительной группы № 4 "Звездочка".

Конспект мероприятия «В лабиринте права» для воспитанников Центра содействия семейному устройству Игра-соревнование «В лабиринте права» «Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать закон» О. Бальзак Цель:закрепить знания.

20 ноября — Всемирный День правовой помощи детям. Консультация для родителей «Права ребенка — соблюдение их в семье»20 ноября — Всемирный День правовой помощи детям. Консультация для родителей «Права ребенка — соблюдение их в семье» [Основные международные документы, касающиеся прав детей. Декларация прав ребенка (1959). Конвенция ООН о правах ребенка (1989). Всемирная.

Оформление группы в центре содействия семейному устройству к новому году 2019Оформление группы в центре содействия семейному устройству к новому году 2019 В нашем центре содействия семейному устройству детей был обьявлен конкурс на лучшее оформление группы к Новому году 2019. На общем собрании.

Программа профилактики насилия над детьми в семье Цель программы: Создание условий для соблюдения прав детей в семье, повышение успешности ребенка в сфере взаимодействия со взрослыми. Задачи.

Протокол группового родительского собрания «Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией» Протокол группового родительского собрания группы №11 Собрания №2 От15.11.18 г. Председатель: Смородникова. М. С. Секретарь: Шагера Н. С.

Сценарий открытого мероприятия в Центре содействия семейному устройству детей «Труд в жизни человека» Сценарий открытого мероприятия «Труд в жизни человека» Подготовила воспитатель реабилитационного отделения: Тюляева Ольга Александровна.

Стратегии содействия приобретению языковых навыков у детей с РАС Стратегии содействия приобретению языковых навыков у детей с РАС, находящихся на дословесном уровне общения 1. Если ваш ребенок не общается.

Занятие на тему «Прослушивание сказки «Маша и медведь» с детьми 7–12 лет в центре социальной помощи семье и детям Цель: Приобщать детей к театральной культуре. Задачи: Совершенствовать театральные навыки. Развивать правильное речевое дыхание. Воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа отдела содействия семье и детям по сопровождению семей в трудной жизненной ситуации
Опубликовано: 24 января 2019 в 10:06
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа отдела содействия семье и детям по сопровождению семей в трудной жизненной ситуации» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Дрожаева (УИ 1691077) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД