Шашкина Галина
Программа по сопровождению ребенка в адаптационный период в рассмотрении основных подходов ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 6
Программа работы по сопровождению ребенка в адаптационный период в рассмотрении основных подходов ФГОС дошкольного образования
Воспитатель группы № 3 «Лучик»
Шашкина Галина Васильевна
Публикация «Программа по сопровождению ребенка в адаптационный период в рассмотрении основных подходов ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Основная образовательная программа ДОУ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
г. Раменское, 2017г
Пояснительная записка
Реализация программы происходит поэтапно в четыре этапа и захватывает 3 месяца (август, сентябрь, октябрь).
Содержание программы проходит через всю воспитательно- образовательную деятельность, через специально организованные игры и тренинговые упражнения.
Наш детский сад является общеобразовательным дошкольным учреждением, которое посещают дети в возрасте от 3 лет до 7 лет ранее посещавшие и не посещавшие детский сад.
С приходом ребенка в детский сад (ориентировочно с начала августа) в течение 10 – 15 дней реализуется I этап программы – направлен на изучение особенностей каждого ребенка. Заполняются адаптационные листы. Проводится первое знакомство родителей и ребенка с детским садом : консультация специалистов, экскурсия по детскому саду, «День открытых дверей».
Первый этап плавно переходит во II этап, развивающий. На основе диагностических данных через систему игр, развлечений, тренингов. Создается эмоционально – благоприятная атмосфера в группе, развитие поведенческого репертуара. На III этапе проводится заключительная диагностика по выявлению уровня адаптации воспитанников. Данные заносятся в адаптационные листы. На данном этапе выявляются дети, которые плохо адаптируются к условиям детского сада (часто болеют, с трудом общаются как со сверстниками, так и взрослыми, имеют высокий уровень тревожности). Для таких детей существует IV этап – коррекционно – развивающий, разрабатывается программа индивидуальной работы с ребенком. Все этапы сопровождаются информацией об адаптации воспитанников с родителями с коллективом МДОУ.
2
Цель адаптационной программы : Создание максимально комфортных педагогических, социально – психологических условий, позволяющих успешно функционировать и развиваться ребенку в новой среде.
Задачи:
1. Способствовать формированию адекватного поведения ребенка в период адаптации.
2. Поддерживать положительное эмоциональное состояние.
3. Сохранение аппетита, хорошего сна; прибавка ребенка в весе.
4. Достичь единого подхода к воспитанию, уходу и соблюдению режима дня, как в детском саду, так и в семье.
5. Создание оптимальных условий для развития ребенка.
6. Определение индивидуального плана коррекционной работы с ребенком. Данная программа написана на возраст детей от 3лет до 7лет.
3
Содержание программы
Работа проводиться поэтапно, для диагностики использовалась методика Л. В. Макшанцевой:
1. Первичная диагностика (в период поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение).
2. Профилактическая и коррекционная работа с детьми, родителями.
3. Контрольная диагностика (повторная) - через три месяца посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения.
Исследование проводится одновременно в двух направлениях: первое - характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей); второе - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада («Карты наблюдений»).
Родителям предлагается анкета, в которой они оценивают эмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребенка и степень общения со сверстниками.
В процессе исследования, воспитатели заполняют «Карту наблюдений», позволяющую оценить эмоциональное состояние детей в начале периода адаптации и через три месяца после начала посещения ими детского сада.
Затем проводится психопрофилактическая работа и коррекционно-развивающие занятия, направленные на решение проблем, возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
В данной работе выделяются следующие направления:
• подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;
• организация жизнедеятельности детей в период адаптации;
• контроль состояния здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.
4
Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.
Адаптация детей в основном начинается в летний период (этот этап самый рациональный, когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами.
Первые несколько дней (приблизительно неделя, иногда до трех недель) желательно присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т. к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно.
Мама может помочь мне одеть других детей, принять участие в игре, участвовать в процессе кормления своего дитя, других ранимых малышей.
Воспитатель знакомится с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнает следующую информацию:
-какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т. п.
-как называют ребенка дома.
-чем больше всего любит заниматься ребенок
-какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.
Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике.
5
Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным. Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах.
Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо cоздать эмоционально благоприятную атмосферу в группе.
Для этого необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.
Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пойдет адаптация.
В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п.
Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период
адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша
на руках дает ему чувство защищенности, помогает адаптироваться.
6
Маленькие дети очень привязаны к маме.
Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.
Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок".
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д. Например: "Пришел Петрушка", "Выдувание мыльных пузырьков", "Хоровод", "Догонялки", "Солнечные зайчики", и т. д.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми.
Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: “Чей голос?", "Игра с кистями рук" и т. д.
Такие игры, как “Эти чудные животные", "Играем вместе ", "Чертим
разные фигуры", «Игры с куклой» не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.
7
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и
игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие
навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность. Благоприятно влияют в этот период на эмоциональное состояние ребенка занятия изодеятельностью.
Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства.
Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги.
Ожидаемые результаты:
• Ребенок ест с аппетитом.
• Быстро засыпает, вовремя просыпается. Эмоционально общается с окружающими. Играет.
Адаптационный период считается законченным.
8
Заключение
Я считаю, основной причиной по которой человек выбирает профессию -педагог, должна быть любовь к детям!
По моему мнению, педагог-это человек, который учит детей и оказывает непосредственное влияние на их развитие и воспитание. К тому же, я считаю, что педагог должен сам обладать хорошим воспитанием, что бы подавать детям пример! Так же педагог- это человек, который способен не только учить детей чему-либо новому, но и помогать им в трудных жизненных ситуациях! (Адаптация и является трудной ситуацией для ребёнка.)
Я считаю, что педагог должен располагать единым комплексов качеств, ведь именно ему предстоит не только базово дать знания, но и помочь в становлении их личности, формировании гуманного отношения. Педагог, он же наставник, и его поведение- пример для многих. Поскольку зачастую его образ бережно хранится в памяти каждого взрослого человека.
В нынешнее время педагогу важно быть не только образованным, но и сдержанным вне зависимости от обстоятельств. Ведь педагог, которым будут управлять эмоции, скорее всего не сможет показать достойный пример подрастающему поколению немаловажным качеством, которым должен обладать педагог является добродушность - именно этому стоит научить своих воспитанников, особенно в то время, когда дети всё чаще проявляют агрессивность по отношению ко всему окружающему. Так же требовательным педагог должен быть не только по отношению к воспитанникам, но и по отношению к самому себе. Лояльность- ещё одно качество, которым должен обладать педагог. Не менее важно, умение находить подход к любому ребёнку индивидуально. Будь то озорной шалун или наоборот тихий спокойный замкнутый ребёнок.
Таким образом я предполагаю, что человек, который призван быть педагогом должен быть толерантным, лояльным, требовательным, добродушным, гуманным, уметь грамотно и чётко формулировать свою речь и мысли.
9
Ведь именно на плечи педагога ложиться величайшая задача по воспитанию, образованию и становлению детей, именно от него зависит, как проявит себя подрастающее поколение в социуме.
Будучи воспитателем детского сада, я с полной уверенностью могу сказать, что для успешной адаптации ребё нка педагог обязан:
1. Любить воспитанника, доверенного ему родителями, всей душой, сердцем и разумом, стараться видеть в каждом своём воспитаннике полноправную, уникальную личность, достойную признания и уважения.
2. Осознавать в полной мере ответственность за каждого вверенного ему ребенка : за его физическое состояние и эмоциональное благополучие, отдавать ежедневно детям всё, что знает и умеет сам.
3. Помнить, что знания без чувств, добрых дел и чистых помыслов, не окрыляют, а отягощают и разрушают любого человека, в том числе, ребёнка.
4. Твёрдо знать, что любое осуществляемое им насилие над личностью (физическое или моральное, не зависимо от его цели, ставит под вопрос его звание «Педагог».
5. Оценивать поступок, а не личность, и никогда не предпринимать воспитательных воздействий в дурном настроении.
6. Воспринимать родителей своих воспитанников, как первых союзников в деле развития детской личности.
7. Славить профессию свою праведным педагогическим трудом во благо будущих поколений.
8. Дорожить мини-садом, как своим родным домом, даже если в нём иногда протекает крыша.
10
И если педагог, будет обладать всеми качествами которые я перечислила, если он будет использовать грамотный индивидуальный подход, и помощью в этом, ему будет его доброе сердце и безграничная любовь к детям, адаптация любого, даже самого сложного ребёнка, пройдёт успешно, и ребёнок с удовольствием будет посещать образовательное учреждение.
11
Список используемой литературы
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практическое пособие / Авт. -сост. Белкина Л. В. – Воронеж «Учитель», 2004.
2. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : Книголюб, 2004.
3. Севостьянова Е. О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
5. Л. В. Макшанцева «Метод психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации детей к дошкольному учреждению». Смоленск 2017.
12