Марина Шекель
План работы тьютора по сопровождению учащихся с ОВЗ на 2018–2019 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы тьютора : индивидуальное сопровождение учащихся с ОВЗ в образовательном процессе и успешное их включение в среду образовательного учреждения.
Задачи:
1. Создание комфортных условий для нахождения в школе:
- конкретная помощь по организации доступа в школу, в класс, в столовую;
- организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ.
Публикация «План работы тьютора по сопровождению учащихся с ОВЗ на 2018–2019 учебный год» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа тьютера. Тьюторство
- Темочки
2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
5. Осуществление взаимодействия с родителями:
- включение родителей в процесс обучения;
- формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку.
- содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.
6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
Функции тьютора :
1. Диагностическая: сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении; отслеживание динамики в развитии детей с ОВЗ.
2. Прогностическая: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у учащихся психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения учащихся с ОВЗ.
3. Регулятивная: оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательных маршрут всех необходимых для учащихся с ОВЗ служб и специалистов школы.
4. Аналитическая: Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ
Организация деятельности тьютора
Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы.
Тьютор :
• формирует доверительные и эмоционально
Тьютор насыщенные отношения с подопечным, в начале
работы становится «проводником», защитником,
и подопечный
выразителем желаний и вместе с тем – организующей
и гармонизирующей силой;
• следит за состоянием ребенка – эмоциональным
(помогает разрешить конфликтные ситуации,
успокаивает, воодушевляет и т. п.) и физическим (если
подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из
класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не
был голоден, при необходимости помогает сходить в
туалет);
• координирует общую деятельность ученика, дозирует
учебную нагрузку.
Тьютор :
обсуждает с учителем:
Тьютор • цели и задачи своей работы;
и учитель • возможные трудности (посторонний шум во время
(учителя)
класса переговоров тьютора и подопечного, уходы с урока и
возвращение, особенности характера и специфику
поведенческих проявлений ребенка;
• каким образом наиболее эффективно выстроить
взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.
Тьютор :
Тьютор и • следит за тем, что происходит в детском коллективе –
другие дети о чем дети говорят, во что играют;
• объясняет детям, как общаться с их одноклассником;
• еслитемаразговоракасаетсяособенностей
подопечного – отвечает на вопросы.
Тьютор :
Тьютор и • рассказывает родителям подопечного о том, как
родители прошел день, что удалось, какие были трудности;
• отвечает на вопросы родителей.
Тьютор и • вносит предложения по оптимизации работы с
другие тьюторантом;
специалисты • помогает в составлении индивидуальных программ;
(логопед,
соцпедагог, • осуществляет помощь при проведении занятий
медицинские
(адаптация задания для тьюторанта, помощь
работники,
тьюторанту в ориентировании в задании и др.)
психолог и др.)
Взаимоотношения тьютора и тьюторанта
Для этого тьютор :
Ребенок с ОВЗ и учитель
Ребенок слушает • привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….
учителя и выполняет (имя учителя, слушай…»;
его инструкции • «Смотри на доску»;
• «Возьми ручку, пиши»;
• «Открывай учебник»;
• «Открывай дневник» и т. п.
Ребенок с ОВЗ и Для этого тьютор :
тьютор
Ребенок выполняет • следит за организацией рабочего пространства ученика;
рекомендации • соотносит задания учителя с возможностями ученика;
тьютора
• если ребенок не успевает полностью выполнить задание -
определяет нужный момент, когда следует остановиться
и переключиться на новое задание;
• если общее задание для всех детей сложно для
понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу
по предыдущему заданию.
Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой
момент правильнее переключиться, то необходимо спросить
об этом учителя.
Для этого тьютор :
Ребенок с ОВЗ и другие ученики
Ребенок по своей • наблюдает за контекстом общения детей и в
инициативе общается соответствующие моменты подключает к общению
с ними, отвечает на подопечного.
обращение других Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не
учеников к нему
реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай,
пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми
обратно».
Для этого тьютор :
Ребенок с ОВЗ родители
Ребенок перед • помогает подопечному в общении со своими родителями
началом уроков в условиях школы – помогает рассказать, что было в
прощается с школе, познакомить с их с друзьями и т. п. Ребенок может
родителями, обменяться несколькими фразами и с родителями других
после уроков – детей.
встречает родителей
и прощается с
тьютором
Основные виды деятельности тьютора :
1. Информационное обеспечение
2. Организационная деятельность
3. Учебно-методическая работа
4. Диагностико - аналитическая деятельность
№ Содержание деятельности Сроки Ответственные
участники
Информационное обеспечение
1 Пополнение нормативно-правовой и В течение Тьютор
методической базы года
2 Оформление наглядного и печатного Январь - февраль Тьютор
материала :
-изготовление буклетов с рекомендациями
для родителей по развитию и воспитанию
детей с ОВЗ
- оформление уголка с рекомендациями для
учителей по обучению детей с ОВЗ
Организационная деятельность
4 Оказание помощи обучающемуся в процессе Ежедневно Тьютор
занятий по успешному включению в работу
классного коллектива
5 Содействие участию каждого воспитанника В Тьютор
во внеклассной и внешкольной творческой соответствии
деятельности с учетом интересов. с планом
воспитатель-
ной работы
школы
Учебно-методическое направление
6 Составление индивидуальных декабрь Тьютор
образовательных маршрутов на каждого
тьюторанта
7 Оформление дневника наблюдений тьютора январь Тьютор
8 Индивидуальные консультации с По мере Тьютор
учащимися, родителями (законными необходимо-
представителями, классными сти
руководителями
9 Участие в педагогическом совете школы, на По Тьютор
заседаниях ПМПК общешколь-
ному плану,
графику
работы ПМПК
Диагностико-аналитическая деятельность
10 Изучение данных воспитанников В течение Тьютор
года
11 Анализ медицинских карт Апрель Тьютор
12 Анкетирование родителей Январь Тьютор
13 Анализ работы тьютора за 2018-2019 Май Тьютор, зам.
учебный год директора по
УВР