Татьяна Проулочнова
Рекомендации по проведению физкультминуток для дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по проведению физкультминуток для дошкольников.
Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвиж-ных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста
Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей во время организованной деятельнос-ти, обеспечить кратковременный активный отдых.
Публикация «Рекомендации по проведению физкультминуток для дошкольников,» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Для физминутки составляют комплекс, включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц, активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5-2 минут.
Еженедельно комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью. Выполнение упражнений физкультминуток с пособиями или дидактическим инвентарём повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, способствует формированию правильной осанки.
Дети дошкольного возраста, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы. Чтобы научить детей правильно дышать при выполнении упражнений, предложите им при опускании рук вниз, при приседаниях, наклонах, произносить звуки или слова. Например, при наклоне вперёд протяжно произнести звук «ш-ш-ш» : как шипят гуси, как сдувается лопнувший шарик и т. д.
На эффективность проведения физкультминуток влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно.
Мир, окружающий нас и наших детей, наполнен цветом. Мы выбираем одежду любимого цвета, у ребёнка рука тянется к игрушкам, приятным для глаз. Любимые и нелюбимые цвета невольно влияют на наше эмоциональное состояние. При помощи разноцветных физкультминуток можно повлиять на улучшение самочувствия наших воспитанников. У каждого цвета есть специфические свойства и сила. Плохих цветов не существует. «Гармония в цвете - гармония в душе – гармония в движении - гармония в жизни» - известный постулат японских педагогов. Грамотно используя разноцветные физкультминутки, можно добиться этой гармонии.
Перед началом разноцветных физкультминуток эффективно использовать сюрпризный момент – появление «гостя», то есть куклы, игрушки, либо другого предмета соответствующего цвета. Сначала надо детям дать возможность насладиться цветом, а потом уже предлагать упражнения.
Красные физкультминутки.
Нередко красные цвета успешно используют для лечения детской анемии и апатии. Красный цвет – это сила. Это цвет огня, жажды жизни и скорости. Красный цвет даёт энергию, активизирует и возбуждает. Он излучает тепло, оказывает тонизирующее действие на нервную систему. Под воздействием красного цвета у человека учащается пульс, увеличивается артериальное давление, учащается и углубляется дыхание, активизируется мускульная сила. Этот цвет может помочь в преодолении инерции, депрессии, страха и меланхолии.
Наши красные цветки цветы.
Наши красные цветы распускают лепестки.
(Плавно поднимают руки вверх)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
(Качание руками влево – вправо)
Наши красные цветы закрывают лепестки
(Присели, спрятались)
Головой качают,
(Движения головой влево – вправо)
Тихо засыпают.
Оранжевые физкультминутки.
Как цвет жизненности и тепла, этот цвет регулирует обменные процессы, оказывает положительное влияние на работу эндокринных желез. Оранже- вый и персиковый оказывают благоприятное воздействие на замкнутых и недоверчивых детей. Оранжевый – это тёплый, активизирующий цвет, но светлее и выше вибрациями, чем красный. Этот цвет помогает человеку почувствовать себя более раскрепощенным, свободным, как в физическом, так и в ментальном плане. Очень часто оранжевый цвет называют и рыжим.
Рыжие клёны.
Все клёны стали рыжие,
(Руки подняли вверх. Покачали руками.)
И ни один не дразнится.
(Повороты туловища влево – вправо, руки в стороны.)
Раз всё равно все рыжие,
(Руки подняли вверх.)
Кому какая разница?
(Покачали руками.)
Жёлтые физкультминутки.
Созерцание жёлтого цвета обеспечивает организму равновесие, самоконтроль, создаёт гармоничное отношение к жизни, повышает самооценку и помогает при нервном истощении. Этот цвет полон радости и оптимизма. Это тонизирующий цвет. Жёлтый стимулирует интеллект и общительность. Это последний из теплых цветовых лучей. Он связан с умственными способностями, организованностью, вниманием к деталям, дисциплиной.
Апельсин.
Жёлтый, круглый, ты откуда?
(Руки на пояс, наклоны туловища влево – вправо.)
- Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож.
(Руки в стороны – на пояс)
Можешь съесть меня, но только
(Прыжки на месте)
Раздели сперва на дольки.
(Хлопки в ладоши.)
Как меня ты назовёшь?
Зелёные физкультминутки.
Зелёный уравновешивает тёплый спектр красного, оранжевого и жё лтого цветов и холодные цвета: голубой, синий и фиолетовый.
Зелёный цвет – цвет самой природы, вечного обновления и бессмертия. Он вызывает чувство уравновешенности, гармонии, спокойствия и надежды, помогает рассеивать отрицательные эмоции.
В лечебном плане зелёный нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, снимает сильное сердцебиение, стабилизирует давление и функции нервной системы. Эффективно действие зелёного при головных болях, утомлении глаз и нарушениях зрения.
Воздействие зелёного создаёт в организме ощущение мира и равновесия, недаром мы так замечательно себя чувствуем на природе, на зелёной лужайке, в лесу.
Зелёная толстушка.
Здесь сидеть мне неохота
(Движения головой к левому – правому плечу, руки на поясе.)
Лучше прыгну я в болото.
(Прыжки на месте)
Я – зелёная толстушка,
(Хлопок в ладоши.)
Все зовут меня … лягушка.
Голубые физкультминутки.
Голубой – это цвет эмоциональности, цвет общения. Голубые тона производят впечатление лёгкости, воздушности, чистоты. В цветолечении голубой цвет обладает болеутоляющим свойством, эффективен при воспали-тельных процессах, при лечении болезней горла, головных болях.
Голубой цвет успокаивает душу. Это особенно важно для детей, страдающих страхами и навязчивыми идеями. Он также уменьшает эмоциональную боль, противодействует жестокости и грубости.
Голубая речка.
Если речка голубая пробудилась ото сна
(Руки через стороны вверх, потянулись.)
И бежит в полях, сверкая,
(Прыжки на месте.)
Значит, к нам пришла весна.
(Хлопки в ладоши.)
Синие физкультминутки.
Синий цвет помогает прийти к покою в себе, стимулирует вдохновение, творчество, преданность, снижает мышечное напряжение, значительно уменьшает чувство боли. Хорош этот цвет для слабых и утомлённых глаз. Синий цвет можно порекомендовать детям, страдающим недоверчивостью, беспокойством, напряжённостью, навязчивыми идеями.
Синие лужи весны.
Голубые, синие небо и ручьи.
(Руки через стороны вверх.)
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
(Приседания.)
На снегу прозрачные льдинки – кружева.
(Прыжки на месте.)
Первые проталинки, первая трава.
(Хлопки в ладоши.)
Белые физкультминутки.
Белый способен стать великим исцеляющим цветом. Он оказывает тонизирующее действие на организм человека, благотворно влияет на замкнутых и скованных.
Хлопья летят.
Хлопья белые летят,
(Лёгкий бег на месте)
Холоднее стало,
(Приседания.)
Только, зимушка, ребят
(Наклоны туловища влево – вправо.)
Ты не испугала.
(Прыжки на месте.)