Анна Нисковских
Методические рекомендации по подготовки и проведению мастер-класса
▼ Скачать + Заказать документы
Основной принцип мастер-класса :
«Я знаю, как это сделать, и я научу вас».
1. Общие положения
Мастер – класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Мастер – класс – это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет. Это удел и неизменный спутник ищущего педагога, педагога – практика.
Публикация «Методические рекомендации по подготовки и проведению мастер-класса» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Педагог – мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:
• Комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу.
• Оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно – воспитательных задач.
Признаки системы работы педагога являются:
• Целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема.
• Оригинальность методики.
Для педагогов предоставляется возможность:
• Познакомиться с нестандартными методами, приемами и средствами обучения и воспитания.
• Развивать рефлексивные умения.
• Заимствовать элементы педагогического опыта мастера для улучшения собственного опыта.
2. Важнейшие особенности «мастер – класса».
• Новый подход к философии воспитании, ломающий устоявшиеся стереотипы.
• Метод самостоятельной работы в малых группах.
• Создание условий для включения всех в активную деятельность.
• Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций.
• Приемы, раскрывающие творческий потенциал как мастера, так и участников мастер – класса.
• Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам.
• Представление возможности каждому участнику для изучения предлагаемого методического материала.
• Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
• Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
• Атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Мастер – класс отличается от семинара тем, что ведущий – педагог рассказывает и показывает, как применять на практике новую технологию или метод.
Задачи мастер – класса :
• Передача педагогом - мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа.
• Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.
3. Структура проведения «мастер – класса».
Презентация педагогического опыта педагога – мастера :
• Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой педагогом.
• Характеристика творческой лаборатории педагога – мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки).
• Определение проблем и перспектив в работе педагога – мастера.
• Описание системы мероприятий (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом.
• Краткая характеристика результативности используемой технологии.
• Педагог – мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми.
• Слушатели одновременно играют две роли: детей и экспертов, присутствующих на открытом занятии
• Рефлексия: дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
• Заключительное слово педагога – мастера по всем замечаниям и предложениям.
4. Критерии качества подготовки и проведения «мастер – класса».
Следует обратить внимание при подготовке мастер – класса на то, что в технологии проведения мастер – класса главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология.
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер – класса рекомендуется использовать следующие критерии.
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по использованию полученных знаний.
Оптимальность. Достаточность используемых средств на мастер – классе, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер – класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Технологичность. Четкий алгоритм мастер – класса (фазы, этапы, процедуры, наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва», приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Особо следует обратить внимание на:
• Речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи)
• Мимику, жест, управление эмоциями.
• Пантомимику (осанка, умение стоять, наблюдать за поведением участников).
• Искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия.
• Педагогическую импровизацию : умение работать по плану в «голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями.
• Коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию.
• Чувство времени.
Группа профессионального общения
по
«Физическому развитию и здоровью детей»
Методические рекомендации по подготовки и проведению
мастер- класса.