Жанна Федоренко
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
Обязательно нужно научить детей правильному дыханию, т. к. дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные звуки требуют энергичного выдоха. Простые дыхательные упражнения с вовлечением в работу диафрагмы: «хомячок» - пошмыгать носом (рот закрыт, «собаке жарко» - часто подышать с высунутым языком. При этих упражнениях надо чувствовать движения стенки живота.
Публикация «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
Удлинять выдох: подуть на ватку, полоски бумаги, на лодочку. Сложнее: носом вдох – животик надуть, ртом выдох – животик вбираем в себя. Это нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным.
Плечи при вдохе не поднимать! Его нужно отработать до
автоматизма.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относится язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше её делать 2 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т. к. в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы.
2. Показывает его выполнение.
3. Упражнение делает ребёнок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, поводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребё нком движений: точность, движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряжённость движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринуждёнными и вместе с тем координированными. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребёнка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно,- это может привести к отказу выполнять движение. Покажите ребёнку его достижения, подбодрите.
-