Ирина Потапова
Рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей
Нарушение чтения и письма у детей чаще всего бывает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико – фонематического и лексико – грамматического. Поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям.
Основные задачи коррекционного обучения:
1. формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков;
2. развитие фонематического слуха, фонематических представлений;
3. расширение словарного запаса, обогащение активного словаря;
Публикация «Рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
4. развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания;
5. формирование связной речи : необходимо научить детей разным видам пересказа: (подробному, выборочному, краткому, составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по заданному началу или концу;
6. совершенствование пространственно – временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (кулак – ребро – ладонь);
7. развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др. ;
8. развитие тактильных ощущений: необходимо узнать, какую букву написали на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и др. ;
9. развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв;
10. подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, буква, звук, составление схем и т. д.
Решение этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы
В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывают затруднения из – за свойств зеркальности. Поэтому, прежде, чем приступить к работе по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны четко усвоить понятия : «верх, «низ», «право», «лево». Можно выкладывать различные фигуры, орнаменты, проводить игру «Электронная муха».
На первых порах все дети имеют перед собой лист с квадратной сеткой, а одно крупное пособие крепится на доске. В центре сетки находится «электронная муха» - точка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчета ведется только от центра. Дается сигнал : вверх – вправо. Дети передвигают свою фигурку по листу бумаги, отмечая, где остановилась муха. В данном примере это правый верхний квадрат. Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений : от 2 - 3 до 8 - 10. Для усложнения игры детям предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представлять ее перемещение, глядя на таблицу. На следующем этапе дети с закрытыми глазами определяют путь «мухи» и отвечают, где она остановилась.
В результате этой игры усваиваются понятия «верх – низ, «право – лево, а так же дети запоминают названия квадратов. После такой подготовки детям предлагаются диктанты для рисования орнаментов и букв, например : поставить точку на клетчатом листе бумаги и от нее вести карандашом линии по клеточкам под диктовку
5 – вниз, 1 – вправо, 4 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 3 – влево
Если нет ошибок, то получится буква Г, которую дети штрихуют.
Таким образом, дети могут написать любую букву.
Эта работа интересна, требует концентрации внимания, четкости выполнения инструкции, сформированного зрительно – пространственного восприятия.
– выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве.
– определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и зеркальные буквы.
– ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить букву так на стол, чтобы она отражала верное написание.
– найти недостающие элементы буквы. Игра «Буква сломалась. Какая буква сломалась?
– обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой. Эти задания помогают запомнить образ буквы.
– демонстрация букв в разном положении.
– предъявление букв разного шрифта (печатные, прописные, строчная, стелизованная).
– определение буквы, написанной на спине, ладони, в воздухе с открытыми глазами, с закрытыми глазами. Эти упражнения можно использовать и для младших детей, рисуя геометрические фигуры.
–придумывание детьми слова на данную букву. Связь звука и буквы должна быть на каждом занятии. Дети должны усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем.
Согласные звуки имеют пару: твердый – мягкий звук, обозначающуюся одной буквой.
Гласные звуки и буквы так же не совпадают:
Буквы Е, Ё, Ю, Я несут два звука (й + э, й + о, й +у, й + а).
Нахождение букв в геометрических фигурах.
Например, в квадрате отыскать спрятавшиеся буквы: О, У, И, М, П, Г, Т, С, Р, Л, С, Х и т. д. Чтобы легче было увидеть букву, дети параллельно выкладывают контур из палочек.
- Поиск букв, наложенных друг на друга.
- Придумывание слов на данную букву в определенной позиции: (в начале, в середине, конце).
- Реконструирование букв. Например, из буквы П сделать букву Н.
- Определение букв, которые можно выложить из 3 (И, А, П,Н, С,К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.
- Конструирование букв из элементов : овал, полуовал, длинная и короткая палочки.
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога
1. Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции, например: СА (сани – посадки – лиса).
2. Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для гласных звуков – красные, для твердых согласных – синие, для мягких согласных – зеленые.
3. Чтение слогов по слоговым таблицам.
4. Работа с таблицами типа: «Какой слог можно составить?». В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука. Без гласного нет слога.
5. Игра «Живые звуки». Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару так, чтобы получился слог.
6. Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т. д. Например, картинки улитки, муравья.
7. Составить слог по первым звукам (УМ) придумываем слова с данным слогом: (умный, умник, умница). Поменяем картинки местами. Какой теперь получился слог? «МУ». Вспомним слова с этим слогом: муха, музей, мука – в начале, почему – в конце, замучить, замутить – в середине и т. д.
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова
1. Вначале необходимо дать понятие «слово». Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова – союзы и предлоги, состоящие из 1 буквы - у, и, к, в, с. Поэтому, при изучении буквы «А», дети знакомятся с союзом а. Составляем предложения, используя картинки, между которыми написана буква «А». Например: картинка моркови, союз а, картинка яблока. Необходимо придумать как можно больше предложений, используя эту картинку. Например: морковь - овощ, а яблоко - фрукт. Морковь – растет на огороде, а яблоко в саду. Из моркови делают салат, а из яблока – компот и т. д.
2. Заучивание считалок. На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом руки ограничивая каждое слово.
3. Для работы с предлогом используются схемы.
4. Отгадывание ребусов стимулирует умственную деятельность, а также дает прекрасную возможность для заучивания предлогов.
5. Учить детей дифференцировать слова, отвечая на разные вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Какой?
6. Для уяснения лексического значения слова хорошо давать задания на подбор нужного слова к смысловому ряду:
- по опорным признакам (белое, теплое, парное – молоко, хищный, серый, злой – волк.
- на обобщающие понятия: какое слово лишнее и почему? (зима, весна, среда).
- добавить лишнее словечко (стол, шкаф ---).
- назвать общим словом (автобус, трамвай, машина).
7. Деление слов на слоги, подсчитывание количество слогов в слове, выделение ударного слова.
8. Придумывание слов по заданному ритмичному рисунку.
9. Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами. Обратное задание: выделить только гласные звуки (буквы) из слов. Запомнить: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
10. Составление звуковых схем слов.
11. Подбор к данному слову родственных слов. Например: (зима – зимушка, зимующий, зимовье, зимовать).
12. Исключение лишних слов: (например: гусь, гусыня, гусак, гусеница).
13. Составление слов из данных слогов.
14. Разделение слова на слоги, затем их перестановка (на – вес, весна).
15. Составление слов с использованием начальных звуков (букв) других слов, по конечному звуку (букве, по второму звуку и т. д.
16. Чтение слов в обратном порядке.
17. Игра «Слово рассыпалось» (составление из букв слова).
18. Из данного слова составить новые слова.
19. Игра «Кто быстрее, кто больше» (из каждой буквы данного слова придумать другие слова).
20. Придумывание лесенок – слов на данную букву в определенной позиции.
21. Работа со сложными словами (пылесос – пыль сосет).
22. Подбор синонимов (добрый, ласковый; друг, приятель, знакомый, товарищ).
23. Подбор антонимов (высокий – низкий, свежий хлеб – черствый хлеб).
24. Работа с омонимами (ключ – дверной, скрипичный, родник).
25. Работа со словарными словами (завести блокноты, где дети записывают слово, рисуют звуковые и слоговые схемы к нему, рисуют сами картинку (корова, дорога, собака, заяц) и т. д.
26. Чтение слов по полубуквам (закрывается верх или нижняя часть слова).
27. Работа с изографами.