Роза Змановская
Консультация «Устранение грамматических ошибок у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители!
Повседневно общаясь с детьми, вы сталкиваетесь с
разнообразными грамматическими ошибками в их речи.
Это могут быть:
*неправильные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже (лошадев, карандашов, птичков, стулов);
неодушевлённых имён существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, роте, глазе);
*изменение по падежам несклоняемых существительных
(в пальте, в кине, на пианине,кофею);
*незнание рода имён существительных (вместо среднего рода женский или мужской) : это моя печенья, всю молоко выпил, один колёс, один яблок.
Публикация «Консультация „Устранение грамматических ошибок у дошкольников“» размещена в разделах
*ошибки в основе глаголов : даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю;
*неправильная форма сравнительной степени прилагательных (хужее, твердее, близее);
*неправильное склонение числительных (идите по одном, иди с двоями, собака с пять щенят, курица пришла без два цыплёнка;
* отсутствие в личных местоимениях буквы Н косвенных падежах: у ей, к ему, с ими.
Учёные, изучающие развитие детской речи, отмечают,
что когда ребёнок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет её и на другие.
Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда-нет.
Когда ошибки ребёнка носят случайный характер, то на них н не стоит фиксировать внимание ребёнка.
Устойчивые ошибки нужно обязательно исправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребёнка надолго останется неправильной.
Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или дразнить его. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично. Приведём пример. В зоопарке четырёхлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва» отец слышит, что сын, высказываясь, неправильно употребил слова по числовым и падежным нормам. Отойдя от клетки и увидев, что ребёнок успокоился, он сказал: «ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов. А теперь и ты повтори, но правильно»
В данном случае отец оказался чутким к речи ребёнка. Кроме того, он понял, что исправлять ошибку бесполезно, когда ребёнок находится в состоянии возбуждения. Он не стал повторять ошибку ребёнка, а дал образец правильного употребления этих слов, а затем попросил сына повторить.