Нина Жидкова
Рекомендации по организации образовательного процесса во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей данного возраста является важным условием их развития.
Младший дошкольный возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. Закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём, все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, они требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Воспитатель становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, игр, но и образцом человеческих действий с предметами, речью, общением.
Публикация «Рекомендации по организации образовательного процесса во второй младшей группе» размещена в разделах
Мышление ребёнка трех лет носит преимущественно непосредственный характер – ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Воспитатель становится для него образцом для подражания, эталоном поведения. Он повторяет его слова, действия в игре, в поведении. Все переживания ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. Поскольку действия с предметами направлены в основном на такие их свойства как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребёнка.
Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими. Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов – их форму, величину, твёрдость, местоположение. Соотносящие действия требуют учёта величины, формы, местоположения различных предметов. Поэтому во II младшей группе важно наличие большого количества игрушек: пирамидок, простых кубиков, вкладышей, матрёшек, предполагающих именно соотносящие действия.
Познавательная активность и развитие мышления проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но, прежде всего в эмоциональной вовлеченности в экспериментирование, в настойчивости и в удовольствии, которое получает ребёнок от своей исследовательской деятельности. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции – интерес, любопытство, удивление, радость открытия.
На четвертом году жизни складываются представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами. С целью обогащения представлений детей о свойствах предметов, воспитателям детского сада рекомендуется знакомить детей с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Положительную роль будет играть созданная разнообразная сенсорная среда, с которой малыши активно бы действовали. Это будет является важнейшей предпосылкой умственного развития. Таким образом, общение ребенка со взрослым становиться более эмоционально окрашенным и содержательным.
Так как в младшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то и в работе воспитателя с детьми она должна являться фундаментом построения взаимоотношений. Использование игр в образовательной деятельности вызывает у малышей положительное отношение, чувство радости, удовольствия. Важно, чтобы речь педагога была богата веселыми интонациями; игрушки и предметы были яркими, красочными. Положительную роль в процессе, построенной таким образом, образовательной деятельности является использование воспитателем сюрпризных моментов, неожиданностей, создание ситуации успеха. Хорошо если в течение всего дня воспитатель организует, поддерживает и поощряет потребность малышей в речевом общении, создает проблемные ситуации, стимулирующие речевые проявления; учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей; организует с детьми различные игры, берет на себя главные роли, объединяет детей для совместной игры; показывает образцы различных игровых действий с игрушками, предметами заместителями, побуждает к развертыванию игр, драматизирует в лицах знакомые детям стихи, использует игрушки при чтении сказок, рассказов, стихотворений, тем самым обогащает детей новыми знаниями и впечатлениями, стараясь вызвать у детей интерес, желание подражать, содействуют возникновению чувства симпатии к другому ребенку, интереса к нему как к партнеру по игре, развивает умения понимать его интересы, потребности, воспитывает чуткость, отзывчивость, справедливость. Все это способствует укреплению и сохранению физического и психического здоровья малышей, а так же их эмоциональному благополучию.