Елена Негодаева
Мастер-класс для психологов по применению методического комплекта «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса
▼ Скачать
В рамках работы ОМО педагогов-психологов Азовского района был проведен семинар «Внедрение ФАОП в работу специалистов ДОУ» на котором я представила систему работы с детьми дошкольного возраста используя методический комплекс «Дары Фрёбеля». Для коллег педагогов-психологов провела мастер - класс "Путешествие в страну ДАР".
Цель:
Ознакомление с дидактической системой «Дары Фрёбеля» и возможностью его использования в развитии детей дошкольного возраста. Знакомство с возможностями игрового набора через выполнение заданий из различных образовательных областей.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для психологов по применению методического комплекта „Дары Фрёбеля“ при организации образовательного процесса» размещена в разделах
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2023
1. Сформировать представление о возможностях применения методического комплекта «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
2. Показать практическое применение методического комплекта «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми. Развивать внимание, творчество, познавательно-исследовательскую деятельность, умение планировать предстоящую деятельность и рассказывать о результатах работы.
3. Воспитывать интерес к инновационной технологии «Дары Фрёбеля» и желание развивать свой творческий потенциал, развивать творческую активность педагогов.
Методы:
• Игровой (дидактические игры).
• Наглядный (рассматривание методического комплекта).
• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Идея осознанного использования особых игрушек появилась у немецкого педагога Фридриха Вильгельма Августа Фрёбеля (1782-1852).
Он же является создателем первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. Ф. Фребель не только придумал сам термин «Детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься воспитанием детей дошкольного возраста. В термин «Детский сад» Ф. Фребель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу. Система Ф. Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме.
Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля».
Во времена педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей. Они составлены из различных геометрических форм, сделаны из экологически чистых материалов, они деревянные. Очень легко используются в совместной деятельности взрослого с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей.
Использование игрового набора развивает у детей: способность наблюдать, развивает творческие способности, сенсорное восприятие, способствует развитию речи, пространственному мышлению, зрительно моторной координации. Играя, дети знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности.
В нашей с вами профессиональной деятельности очень важно самим уметь делать то, чему мы хотим научить детей.
Для любимой детворы есть у Фребеля Дары,
раз два три четыре пять предлагаю поиграть.
1. Игра «Разноцветное настроение» (Сплочение группы).
Правила игры: нужно выбрать любую понравившуюся форму (Дар №1, нанизать на шнурок и сказать почему вы ее выбрали. (Желтый шар похож на мячик и весело скачет) и т. д.
Вот такое настроение у нас получилось очень радужное и красивое.
Уважаемые педагоги, я предлагаю вам путешествие в страну Детская академия развития (ДАР). А путешествовать мы туда отправимся на Фребель-экспрессе. (шаблон автобуса, используя ДАР № 1.
У Фребеля - экспресса есть нижний ряд, средний и верхний ряды. Сейчас по моей словесной инструкции будем рассаживать фигуры-пассажиров.
(Педагоги выбирают себе фигуры из комплекта и "рассаживают пассажиров" на места).
Молодцы! Вы ЗАМЕЧАТЕЛЬНО рассадили всех «пассажиров»!
- Как вы думаете, что еще можно использовать, когда будете играть в данную игру с детьми? (пуговицы, монетки, конструктор).
- А эта игра что развивает? (Сенсорные и познавательно-исследовательские навыки, ЭМП, расширяет кругозор; познавательную активность, готовность к совместной деятельности со сверстниками).
- Какими предметами можно дома заменить геометрические фигурки? (цветными пуговицами, нитками, безопасными скрепками)
Вот мы и с вами прибыли в страну «Детская Академия Развития» ДАР.
И сейчас мы познакомимся с дарами № 8,9,10. Посмотрите Дар №10 - это точки, 9-й ДАР - кольца, полукольца, 8-й ДАР - разноцветные палочки
2. Украшение садовниц в стиле дымковской росписи.
- В саду у Фрёбеля работали женщины, раньше их называли садовницами. И мы с вами сейчас будем составлять для них (образ) в стиле дымковской росписи. Украшение составляем Дарами № 8,9,10. Это задание выполните, пожалуйста, в паре. А элементы дымковской росписи Вы сможете увидеть на экране.
- Какие замечательные образы барышень-садовниц получились у вас. Садовницам эти орнаменты, наверное, очень понравились. А Вам понравилось выполнять это задание?
- Как вы думаете, что развивает эта игра у детей? (тренирует мелкую моторику рук, развивает зрительно-моторную координацию, творческие способности, игровую деятельность ребенка. Знакомит детей с понятием «симметрия»; способствует развитию детского воображения).
3. Предлагаю поиграть в игру «Ручеек».
Для этого нужно встать в круг, положить возле себя по одному колечку синего или фиолетового цвета. Это будут у нас лужицы.
Я возьму первый дар – мячик, который у меня будет ассоциироваться с ручейком, из 9 дара.
Нужно передавать ручеек по кругу, слушая стихотворение опускать в лужицы (колечки, а в конце игры у кого ручеек окажется в руках должен бросить тому, кому захочет.
Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал.
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал.
То снова он помчался вскачь,
То будто бы уснул.
Увидел речку – прыг туда
И сразу утонул!
Чему обучает эта игра? (Взаимодействие в группе, игра обучает чувству ритма, развивает память, координацию движений, внимание)
Продолжаем наше путешествие в замечательной стране ДАР.
4. «Строительство домов»
В Детской Академии Развития садовницы решили построить улицу. Вам задание такое: из представленных наборов каждая из вас должна построить дом, но от соседнего дома ваш дом должен отличаться только одной деталью. Или эта деталь измениться в цвете, или по форме измениться, или количеством деталей в доме. Дома начинаются от…. (Обязательно нужно сказать кто первый начинает задание). Начинайте.
- Вот такая замечательная улица получилась у наших садовниц, молодцы, помогли им. А теперь давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. (Разбирать, чем второй отличается от первого и т. д.)
Что развивает эта игра у детей? (Навыки конструирования, внимание, логическое мышление, обучает взаимодействию).
5. «Экскурсия в музей».
Оказывается, в стране ДАР нет ни одного музея. Давайте для жителей этой страны расскажем, для чего нужен музей и что в нем может храниться. Сделаем экспонаты музея. Что может находиться в музее? (Картины, скульптуры и т. д экспонаты).
Строительство экспонатов музея, дают название, проводят экскурсию.
- Что развивает эта игра у детей? (Развитие связной речи, развитие интересов детей, любознательность и познавательную мотивацию)
- Следующее задание будете выполнять с помощью Даров № 7,9,10.
А какое это будет задание вы сейчас узнаете, разгадав загадку. А затем вы будете конструировать отгадку. Слушайте внимательно!
Увидев на клумбе, прекрасный цветок
Сорвать я его захотел.
Но стоило тронуть рукой стебелек,
Сразу цветок - улетел! Кто это? (бабочка).
- Сейчас мы будем «рисовать конструктором». Я буду рассказывать, а Вы будете работать в паре. Однажды летом прекрасная бабочка, можете брать точки любого цвета. Прекрасная бабочка летала, перелетала с лепестка на лепесток, и возле одного лепестка остановилась, отложив туда яички свои: они были вот такими. Положила она их на цветок и полетела. Они висели, висели, на этом лепестке и стали расти. И вскоре из них появились маленькие гусенички. Они тоже росли, росли и превратились каждая в большую гусеницу и была она вот такая. Потом наступила осень и гусеница стала обматывать себя тоненькими ниточками-паутинками. Обматывала-обматывала и превратилась вот в такую куколку. Наступила зима. Куколка перезимовала, а весной, когда растаял снег, куколка зашевелилась и, когда уже стало совсем тепло, кожица куколки лопнула, и оттуда появилась сначала вот такая головка с усиками. А потом - длинное туловище. Во что превращается у нас куколка? (в бабочку). А что ей не хватает? Крыльев. С Вами согласна. Не забывайте, что крылья у бабочки – симметричные, красивые, с одинаковыми узорами.
-Что развивает эта игра? (формирует представление о разнообразии мира, развивает кругозор, воображение, тренирует взаимодействие в паре, сотрудничество).
- Очень красивые бабочки у вас получились. Они такие прекрасные.
Уважаемые педагоги, как вы думаете, а современному ребенку будет ли интересно играть с набором «Дары Фребеля»? А где еще можно использовать данный игровой набор?
- Наше путешествие подходит к завершению, и пора отправляться в обратный путь. Бабочка нам в этом поможет: стоит вам только прикоснуться к её левому крылу и вы снова окажетесь в уютной, творческой обстановке.
Итог.
- Добро пожаловать в творческую мастерскую. Вот и закончилось наше путешествие. Прошу нанизывать на проволочку деревянные бусины, символизирующие образовательные области, в реализации которых можно использовать Дары Фребеля. Замечательно справились.
Мне нравятся ваши яркие браслеты-рефлекторы.
Рефлексия.
Попрошу вас, коллеги оценить мастер-класс, нанизав еще бусины на проволоку, если вы удовлетворены проведенным мероприятием, а если «непонятна значимость данной технологии, или вам не понравился мастер-класс – все бусины снять с проволоки.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» является эффективной технологией, отражающей современные тенденции дошкольного воспитания и образования.
Спасибо за внимание!