Борисова Наталья Александровна
Рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы по развитию речевой активности у детей с рождения до 3 месяцев
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие зрительного восприятия.
«Подвешенная игрушка».
На перекладине над манежем висят шары разного цвета. Привлечение внимания малыша к подвешенной над ним игрушке, покачивание игрушки вправо-влево, слегка потрясти, извлекая звук, и остановить движение игрушки. Необходимо убедиться, что малыш увидел игрушку. Отойти от него, дать ему самому самостоятельно рассмотреть игрушку.
Через 2-3 дня поменять игрушки, т. к. малыш к ним уж привык и дальше рассматривать не будет.
Развитие слуховых ориентировочных реакций.
Игра «Шуршащая бумага».
Темочки:
- Времена года. Сезонны, месяцы
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для этого занятия понадобится различная бумага: фольга и оберточная бумага, бумага для компрессов и белый лист простой бумаги.
Прошуршать бумагой с одной стороны от ребенка. Внимательно понаблюдать за ним. Если малыш только прислушивается к звуку, а не пытается его найти, то необходимо повернуть его голову. Предоставить ребенку возможность увидеть эту бумагу и еще раз услышать ее шуршание. Повторить игру 2-3 раза подряд, меняя бумагу.
Помогать ребенку следует только тогда, когда это необходимо. Целью данного упражнения является побуждение ребенка самостоятельно поворачивать голову и находить источник звука.
Развитие эмоционально-положительных реакций.
Игра «Потягушеньки».
Взять малыша из манежа или кроватки, где он бодрствует, нежно и ласково прижать его к себе, неся на пеленальный стол. Распеленать его. Декламируя стишок, поглаживать ножки и ручки ребенка, его животик, нежно тормошить его за грудку, улыбаться ему, смотреть в глазки, приближать свое лицо относительно его лица:
Потягушеньки, потягушеньки!
Поперек толстунушки!
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Взрослый подсовывает свои руки под спинку и шею ребенка так, чтобы малыш полностью лежал на вытянутых руках взрослого, покачивать его с боку на бок, а затем вперед-назад, мягко и напевно декламируя ему стишок.
Наталкивание на низко подвешенные ленты и их захватывание.
В процессе данной игры-занятия у ребенка формируется зрительная, осязательная активность, совершенствуются движения рук, происходит накапливание сенсорных впечатлений.
В качестве материала используются высоко подвешенные игрушки, соединенные с лентами шириной 5 см, мягкого, спокойного цвета.
Над ребенком, лежащим на спине, размещается знакомая подвеска, погремушка-гирлянда, концы которой соединены с двумя лентами, спускающимися к рукам ребенка. Взрослый привлекает внимание ребенка к погремушке. Оживленно двигая руками и ногами, малыш наталкивается на концы лент. Соприкосновение с ними вызывает затормаживание, а потом новый всплеск двигательной активности. Ребенок, непроизвольно сжимая и разжимая кулачки, случайно схватывает ленту. Не умея сразу выпустить ее из рук, он размахивает руками, дергает ленту и приводит в движение высоко подвешенную игрушку.
Если малыш не захватывает ленту сам, прикоснитесь к его руке, вызовите раскрытие ладони и поднесите ленту к ней в тот момент, когда малыш разожмет кулачок. Закрывая ладонь, ребенок захватит ленту.
Выпустив ленту из рук и чувствуя ее прикосновение, ребенок сжимает и разжимает кулачки, снова захватывает ленту пальчиками, дергает ее и опять приводит в движение высоко подвешенную игрушку.
В начале занятия ребенок активно двигает руками и ногами, радостно гукает. После 3-5 минут активного действия с лентами он немного успокаивается. При попытке взять ленты в рот следует отвести руку малыша вместе с лентами в сторону, натянуть их, привести в движение все игрушки.
Продолжительность игры составляет от 5 до 10 минут. Если малыш активен, сжимает и разжимает кулачки, захватывает ленты, приводит в движение игрушки, разглядывает их и ленты, можно считать, что цель достигнута.
Развитие общих движений.
Игра «Подъем головы».
Взрослый кладет ребенка на живот, предварительно подстелив пеленку. Помогает ему высвободить ручки из-под своего тельца. Если малыш не пытается приподнять голову, взрослый подкладывает ладонь своей руки под грудь ребенка. Этот прием также поможет малышу научиться поднимать голову, лежа на животе, и более длительно лежать в этом положении.
Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции.
Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции достигается посредством массажа мышц лица, губ, языка и пассивными упражнениями артикуляционной гимнастики. Массаж и артикуляционная гимнастика способствуют нормализации тонуса мышц, стимулированию кинестетических ощущений.
Развитие предпосылок активной речи.
В ходе занятий стараются вызывать на выдохе первые ответные голосовые реакции детей – гуканье и гуление на основе имитационного заражения эмоциями взрослого, побуждают проявлять голосовую активность в ответ на тактильные, вестибулярные, двигательные, звуковые, зрительные и эмоционально – речевые воздействия.
1. «Приглашение».
Положите малыша на левое плечо так, чтобы он мог смотреть вперед. Придерживайте его двумя руками. Пусть другой взрослый обратится к малышу, напевно, с разными интонациями произнося звуки гуления, делая паузы. После ответных звуков ребенка взрослый вновь произносит различные звуки. Переложите кроху на правое плечо. Ведь когда мы меняем его положение в пространстве, меняется и направление его взгляда. Вновь повторите игру с приглашением к общению.
2. «Перекличка».
Положите малыша на пол на животик, а сами расположитесь напротив него. Позовите его по имени, потом напевно, с различными интонациями произнесите гласные звуки: а, у, и, о, а также их сочетания: агы-гы, агу-гу и т. д. Чередуйте громкую интонированную речь с шепотом и беззвучным артикулированием звуков. Не забывайте делать паузы, приглашая ребенка присоединиться к вам.
На следующем этапе работа ведется над развитием голосовой активности ребенка, развитие гуления и «певучего» гуления, переход от гуления к лепету, развитие голосового подражания.