Тома Добрынинская
Рекомендации по нравственному воспитанию детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по нравственному воспитанию детей 4-5 лет.
Подготовила педагог
Добрынинская Тамара Александровна.
Нравственное развитие ребенка 4- 5 лет связано с накоплением опыта поведения, основанного на правилах вежливости. Он стремится быть хорошим, получать похвалу воспитателя. В то же время ему не безразлично, если товарищи проявляют к нему внимание, помогают, приглашают поиграть. Если общение не получается, ребенок чувствует дискомфорт, но понять самому почему это происходит он не может. В одних случаях дети просто не умеют играть. И их нужно научить этому. В других случаях они проявляют грубость по отношению к товарищам. Тогда взрослый должен дать образцы поведения детям, хвалить их за положительные поступки.
Публикация «Рекомендации по нравственному воспитанию детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
Пятый год жизни отличается приобщением детей к более широкому кругу видов деятельности. Опыт нравственного поведения переносится из одного вида деятельности в другой. Игра остается ведущей деятельностью. Поэтому поведение в ней является определяющим. Дети этого возраста проявляют доброжелательность, делятся игрушками со сверстниками.
Дети этого возраста отличаются большей самостоятельностью. Взрослые только предлагают на выбор детей сюжеты игр или роли. Дошкольники многократно повторяют игровые действия в соответствии с ролью. У детей появляется специфическая игровая речь в соответствии с ролью. Игра создает особые условия, благоприятные для актуализации нравственных норм.
На пятом году жизни, несмотря на силу влияния взрослого, дети реже обращаются к воспитателю за помощью, за советом, т. к. уже умеют самостоятельно решать некоторые проблемы взаимоотношений. В период освоения правил, дети часто жалуются друг на друга, желая проверить себя, получить поддержку педагога. Поэтому не следует сводить такие жалобы к злонамеренным действиям. Но и поощрять их не нужно, это может перерасти в желание наказать товарища с помощью воспитателя.
Товарищеские отношения, проявляющиеся уже на четвертом году жизни, постепенно оформляются в избирательные, устойчивые дружеские отношения. Воспитателю важно обращать внимания, привлекать как образца конкретные жизненные примеры, художественную литературу.
Дети очень общительны. Это качество постепенно проявляется в стремлении играть вместе. Замкнутость детей, отсутствие свойственной им жизнерадостности, возможно, говорят о слабом развитии речи, игровых умений. Любое стремление этих детей - общаться со сверстниками, необходимо поддерживать, отмечать их успехи, осторожно вводить в игровую деятельность. Для обучения детей правилам общения можно использовать приемы, помогающие распознавать эмоциональные состояния другого человека.
Поощряя дружеские проявления, отмечая негативные, воспитатель учит детей самостоятельно оценивать поступки. Постепенно можно переходить от оценки к самооценке, стимулируя поиск детьми верного и обоснованного ответа. Все это способствует формированию правильного поведения. Закреплению его в сознании ребенка, а также неприятию недозволенного.
Рассматривание вместе с детьми иллюстраций в книгах, репродукций, карточках помогает им научиться различать эмоциональное состояние другого человека. Умение выражать сочувствие, помогать товарищу дети из игры постепенно переносят в реальные ситуации. Большое значение в понимании состояния другого имеет умение объяснить это состояние. Этому способствует и развитая речь детей и появление наглядно-образного мышления.
Также важное место занимает включение детей в труд взрослых, освоение новых трудовых навыков и умений. Трудовые контакты друг с другом изменяют взаимоотношения со сверстниками и отношение к взрослым: у дошкольников зарождается понимание того, что они могут заботиться о взрослых, помогать им, приносить радость.
В 4-5 лет у детей начинает формироваться чувство долга. Простейшие представления о нем неотделимы от соответствующего поступка, а также от того, что раньше обозначалось словами «ты должен». Формированию чувства долга способствует переключение детей с интересной игры на обязательное дело. Это требует специальной подготовки. Воспитатель должен пояснить. Почему и что «сейчас мы должны сделать».
В этом возрасте формирование личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм выходит на первый план. Опираясь на инсценировки, художественные произведения, детские рисунки, иллюстрации и т. п., воспитатель вместе с детьми вспоминает, какие правила они уже знают (правила гигиены, аккуратности, дружной игры, взаимопомощи и др.) Формулировать правила целесообразно с помощью пословиц, поговорок и стихов.
Закрепление навыков вежливого обращения с окружающими требует включения уже усвоенного материала в новые ситуации. Здесь помогут инсценировки с участием детей. Воспитатель участвует в роли разных людей (соседка, мама, папа, бабушка и т. д., а ребенок - в своей роли. Такие инсценировки обычно предваряют сценки с куклами. Можно организовать школу Мальвины, которая учит вежливости Буратино.
В этом возрасте необходимо развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему миру. Дать возможность проявлять свою инициативу, развивать мышление и творчество.