Кушелева Марина
Рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития
У детей с ЗПР нарушено:
внимание: долго не формируется произвольное внимание;
- внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости, физических нагрузках. Даже положительные бурные эмоции (праздничные утренники, просмотр телепередач и т. д.) снижают внимание;
- малый объём внимания;
- дети с ЗПР не могут правильно распределять внимание (трудно слушать и одновременно писать);
- наблюдаются трудности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой;
Публикация «Рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- часто обращают внимание на второстепенные детали и на них застревают.
Восприятие:
- темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания;
- сужен объём восприятия;
- наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (круг и овал);
- Дети с трудом узнают зашумлённые и пересекающиеся изображения, с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в «прохождении лабиринтов»;
- нарушено восприятие цвета (особенно оттеночных цветов, величины, формы, времени, пространства;
- затруднено пространственное восприятие, так как недостаточно сформированы межанализаторные связи;
- физиологический слух сохранен, но нарушено фонематическое восприятие;
- затруднён (узнавание на ощупь).
Память :
- недостаточная прочность запоминания. Кратковременная память преобладает над долговременной, поэтому требуется постоянное подкрепление и многократное повторение ;
- хуже развита вербальная память, лучше зрительная;
- страдает способность к логическому запоминанию. Лучше развита механическая память.
Мышление :
- недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. д. ;
- особенно страдает словесно – логическое мышление. Этот вид мышления в норме формируется у детей к семи годам, а у детей с ЗПР значительно позже. Дети не понимают картинку со скрытым смыслом, загадку, поговорку, пословицу;
- не могут без помощи педагога установить причинно – следственные связи;
- не понимают скрытый смысл загадки, пословицы …
Речь :
-практически у всех детей с ЗПР имеются те или иные речевые нарушения, страдает звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй. Особенно страдает связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая сторона речи.
Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий:
1. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка. Программные задачи выполнять последовательно, используя принцип дидактики: от простого - к сложному.
2. Замедленный темп усвоения нового материала детьми данной категории предполагает проведение по одной и той же теме двух и более занятий.
3. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом занятии обязательно вводить организационный момент, т. к дети с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
4. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать ребенка на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т. к. процесс переключения у них очень снижен.
5. На первых этапах обучения рекомендуется использовать простые, одноступенчатые инструкции, задания выполнять поэтапно.
6. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
7. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т. п.).
8. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
7. Обучать детей речевому отчету о проделанных действиях.
8. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
9. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
10. Необходимо осуществлять индивидуальный подход на занятии и к активной общественно полезной деятельности.