Юлия Конюхова
Рекомендации педагогам дошкольного ДОУ по использованию малых форм фольклора в развитии детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В нем сохранились особенные черты русского характера, представление о красоте, добре, храбрости, честности, трудолюбии. Само слово «фольклор» в переводе с английского буквально переводится как «народная мудрость». Дошкольный возраст является фундаментом общего образования и развития ребенка. Поэтому, так важно, именно в этом возрасте заложить те нравственные основы, которые помогут ребенку не свернуть с правильного пути в дальнейшем. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.
Публикация «Рекомендации педагогам дошкольного ДОУ по использованию малых форм фольклора в развитии детей младшего возраста» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Рекомендации педагогам дошкольного ДОУ по использованию малых форм фольклора в развитии детей младшего возраста
Устное народное творчество способствует пробуждению познавательной активности, яркой индивидуальности ребенка, самостоятельности. Для этого необходимо как можно чаще и шире использовать его в воспитании детей.
К сожалению, в практике дошкольного образования часто можно наблюдать такую картину, что при ознакомлении младших дошкольников с малыми фольклорными формами, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности, а в основном делается акцент на содержательный аспект. Использование малых форм фольклора сводится просто к их заучиванию. А между тем, процесс развития речи дошкольников с применением малых фольклорных форм должен происходить не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Для этого, безусловно, необходима заинтересованность педагога, а ребенок должен являться активным субъектом этого процесса.
Ребенок младшего дошкольного возраста очень чутко откликается на приговорки, потешки, попевки. Вслушиваясь в слова потешки, в ее ритм, он притопывает, хлопает в ладоши, двигается в такт текста. Это радует ребенка, забавляет, организует его поведение. Приговорки и попевки можно назвать первыми художественными произведениями, которые слышит малыш. По своему содержанию они разнообразны. Например, колыбельные - успокаивают, веселые – радуют…
Малые формы фольклора учат ребенка выражать те или иные интонации: радость, огорчение, нежность, ласку… Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. Используя малые формы фольклора, педагог может решать практически все задачи методики развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников, следует применять этот богатейший материал словесного творчества народа.
Рассмотрим, какими бывают малые формы фольклора и какие задачи помогают решить.
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «кисонька»,«заинька».
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной — не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».
Загадки помогают увидеть вторичные значения слов и обогащают словарь детей за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова. Также, загадки помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.
Отгадывание загадок оказывает благотворное влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся четко, ясно, лаконично, выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивают умение творчески использовать слово, а также, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
В. П. Адрианова-Перетц пишет: «Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений». Она отмечает, что пословицы и поговорки в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами.
Как же можно использовать малые фольклорные формы в повседневной жизни ребенка в ДОУ?
Например, при расставании с родителями можно переключить внимание ребёнка на игрушку (кошку, петушка, собачку, сопровождая действие движениями, чтением потешки. Хорошо подобранная, с выразительностью произнесённая потешка, порой помогает быстрее установить контакт с ребёнком. На все случаи жизни мы можем найти их в книгах и применить: «Петушок, петушок, золотой гребешок….» или «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись»…
Содержание небольших произведений народного поэтического творчества - многоплановое. В песнях и потешках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга», присутствуют действующие животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».
Применение малых фольклорных форм помогает ребенку запомнить и с наименьшим сопротивлением принимать правила. Например при развитие КГН мытье рук перед едой, после прогулки можно использовать потешки : «Водичка, водичка умой мое личико…» или
Утром мы водичкой моем руки, личико
Плих и плюх, плих и плюх
Убегай грязь от чистюх.
Или:
Знаем, знаем – да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!
При одевании и раздевании.
Вот они - сапожки.
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки.
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.
Вот как хорошо!
Для осуществления процесса развития речи дошкольников путем применения малых фольклорных форм в режимные моменты, необходимо создать картотеку потешек, приговорок по теме. Использование их сделает процесс обучения детей веселым, ненавязчивым, через игру и будет развивать речь в течении всего дня, а не только на занятиях.
Педагог при работе с детьми младшего дошкольного возраста должен уделять большое внимание словесным, наглядным, игровым методам при ознакомлении с народными произведениями. Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль.
Нет ни одного вида занятий, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает занятие более эмоциональным, развивает логическое и образное мышление.
Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Можно играть в народные игры, используя песенки, прибаутки, считалки. Дети очень хорошо их воспринимают и играют в песенные хороводные игры.