МААМ-картинки

Рекомендации педагогам дошкольного ДОУ по использованию малых форм фольклора в развитии детей младшего возраста

Юлия Конюхова
Рекомендации педагогам дошкольного ДОУ по использованию малых форм фольклора в развитии детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В нем сохранились особенные черты русского характера, представление о красоте, добре, храбрости, честности, трудолюбии. Само слово «фольклор» в переводе с английского буквально переводится как «народная мудрость». Дошкольный возраст является фундаментом общего образования и развития ребенка. Поэтому, так важно, именно в этом возрасте заложить те нравственные основы, которые помогут ребенку не свернуть с правильного пути в дальнейшем. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

Публикация «Рекомендации педагогам дошкольного ДОУ по использованию малых форм фольклора в развитии детей младшего возраста» размещена в разделах

Рекомендации педагогам дошкольного ДОУ по использованию малых форм фольклора в развитии детей младшего возраста

Устное народное творчество способствует пробуждению познавательной активности, яркой индивидуальности ребенка, самостоятельности. Для этого необходимо как можно чаще и шире использовать его в воспитании детей.

К сожалению, в практике дошкольного образования часто можно наблюдать такую картину, что при ознакомлении младших дошкольников с малыми фольклорными формами, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности, а в основном делается акцент на содержательный аспект. Использование малых форм фольклора сводится просто к их заучиванию. А между тем, процесс развития речи дошкольников с применением малых фольклорных форм должен происходить не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Для этого, безусловно, необходима заинтересованность педагога, а ребенок должен являться активным субъектом этого процесса.

Ребенок младшего дошкольного возраста очень чутко откликается на приговорки, потешки, попевки. Вслушиваясь в слова потешки, в ее ритм, он притопывает, хлопает в ладоши, двигается в такт текста. Это радует ребенка, забавляет, организует его поведение. Приговорки и попевки можно назвать первыми художественными произведениями, которые слышит малыш. По своему содержанию они разнообразны. Например, колыбельные - успокаивают, веселые – радуют…

Малые формы фольклора учат ребенка выражать те или иные интонации: радость, огорчение, нежность, ласку… Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. Используя малые формы фольклора, педагог может решать практически все задачи методики развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников, следует применять этот богатейший материал словесного творчества народа.

Рассмотрим, какими бывают малые формы фольклора и какие задачи помогают решить.

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «кисонька»,«заинька».

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной — не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

Загадки помогают увидеть вторичные значения слов и обогащают словарь детей за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова. Также, загадки помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

Отгадывание загадок оказывает благотворное влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся четко, ясно, лаконично, выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивают умение творчески использовать слово, а также, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

В. П. Адрианова-Перетц пишет: «Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений». Она отмечает, что пословицы и поговорки в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами.

Как же можно использовать малые фольклорные формы в повседневной жизни ребенка в ДОУ?

Например, при расставании с родителями можно переключить внимание ребёнка на игрушку (кошку, петушка, собачку, сопровождая действие движениями, чтением потешки. Хорошо подобранная, с выразительностью произнесённая потешка, порой помогает быстрее установить контакт с ребёнком. На все случаи жизни мы можем найти их в книгах и применить: «Петушок, петушок, золотой гребешок….» или «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись»

Содержание небольших произведений народного поэтического творчества - многоплановое. В песнях и потешках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга», присутствуют действующие животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

Применение малых фольклорных форм помогает ребенку запомнить и с наименьшим сопротивлением принимать правила. Например при развитие КГН мытье рук перед едой, после прогулки можно использовать потешки : «Водичка, водичка умой мое личико…» или

Утром мы водичкой моем руки, личико

Плих и плюх, плих и плюх

Убегай грязь от чистюх.

Или:

Знаем, знаем – да-да-да!

В кране прячется вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

При одевании и раздевании.

Вот они - сапожки.

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки.

Эта - с правой ножки,

Эта - с левой ножки.

Вот как хорошо!

Для осуществления процесса развития речи дошкольников путем применения малых фольклорных форм в режимные моменты, необходимо создать картотеку потешек, приговорок по теме. Использование их сделает процесс обучения детей веселым, ненавязчивым, через игру и будет развивать речь в течении всего дня, а не только на занятиях.

Педагог при работе с детьми младшего дошкольного возраста должен уделять большое внимание словесным, наглядным, игровым методам при ознакомлении с народными произведениями. Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль.

Нет ни одного вида занятий, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает занятие более эмоциональным, развивает логическое и образное мышление.

Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Можно играть в народные игры, используя песенки, прибаутки, считалки. Дети очень хорошо их воспринимают и играют в песенные хороводные игры.

Публикации по теме:

Использование малых форм фольклора в развитии навыков самообслуживания у детей младшей группы Навыки и привычки, прочно сформированные у детей дошкольного возраста, сохраняются на всю жизнь. Режимные процессы (кормление, подготовка.

Консультация «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» «Осваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений и предметы, множество мыслей,.

Использование малых фольклорных форм в социализации детей младшего дошкольного возраста «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,.

Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста Детский фольклор – область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. Как сфера народной культуры, фольклор относительно.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Слайд 2 «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

План работы по самообразованию: Развитие речи детей раннего возраста посредством малых форм фольклора (калмыцкого и русского) Тема самообразования: Развитие речи детей раннего возраста посредством малых форм фольклора (русского калмыцкого). Цель: повышение своего.

План работы по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» План работы самообразования на период с 2018–2019 гг Тема самообразования: " Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам малых.

Консультация «Причины агрессивности детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям и педагогам» Причины агрессивности у детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям и педагогамАвтор: педагог- психолог Ф. И. Урузбиева В последнее.

Проект по использованию метода Марии Монтессори в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад № 32 «Белоснежка» ПРОЕКТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ.

Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать? Общаясь со своими детьми, родители редко используют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации педагогам дошкольного ДОУ по использованию малых форм фольклора в развитии детей младшего возраста
Опубликовано: 9 октября 2019 в 18:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации педагогам дошкольного ДОУ по использованию малых форм фольклора в развитии детей младшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Конюхова (УИ 1831793) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД