Урузбиева Фатима
Консультация «Причины агрессивности детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям и педагогам»
▼ Скачать + Заказать документы
Причины агрессивности у детей дошкольного возраста.
Рекомендации родителям и педагогам
Автор: педагог- психолог Ф. И. Урузбиева
В последнее время по всему миру массово отмечаются вспышки агрессии у дошкольников.
Публикация «Консультация „Причины агрессивности детей дошкольного возраста, Рекомендации родителям и педагогам“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
Это создаёт непростую ситуацию для семей, которые желают, чтобы их ребёнок полноценно развивался, но не могут справиться с «ненормальным» поведением.
Стоит отметить, что агрессивность для маленьких детей, если она в пределах нормы, не является отклонением.
Так как ребёнок ещё не сформировал морально-этические принципы и не понимает, что хорошо, а что плохо, своим поведением он нащупывает ту грань, за которой лежит недопустимое.
В некотором роде он провоцирует взрослых на реакцию, чтобы понять, что такое хорошо и что такое плохо.
Из-за того, что его интеллект и способность выражать свою мысль достаточно ограниченны, это явление может принимать очень жёсткие формы, когда любой запрет вызывает протест и реакцию.
В своей работе мы кратко рассматриваем виды агрессии детей, причины их возникновения и разработанные психологами и педагогами методики для нивелирования асоциального агрессивного поведения ребёнка дошкольного возраста.
Виды агрессивного поведения
Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста выражается в :
• Вербальной форме,
• Физической агрессии.
Иногда можно наблюдать смешанный тип. Все случаи имеют как прямые, так и косвенные формы.
Вербальная агрессия чаще всего выражается в агрессивных фантазиях и угрозах, которые со временем переходят в прямые оскорбления, направленные на сверстников.
Физическая агрессия выражается в плевках, щипках, толчках, громком крике.
В зависимости от того, насколько часто и насколько жестоко проявляется агрессивное поведение, можно определить, насколько случай запущен, и к какой группе относится ребё нок:
1. Дети, которые своим поведением привлекают внимание сверстников или родителей. Вспышки агрессии спонтанны, кратковременны. Если они не сопровождаются отставанием в психическом развитии и не совершаются с жестокостью, снять агрессию поможет работа с детским психологом через повышение самооценки и его самоутверждении среди сверстников.
2. Агрессия становится повседневной формой общения со сверстниками или близкими. Почти всегда использует физическую агрессию. Агрессивное поведение прекращается, как только поставленная цель была достигнута, к примеру, ребёнок привлёк внимание или получил нужный ему предмет. Эмпатия практически отсутствует, эмоции сверстников игнорируются, ребёнок полностью сосредоточен на своих желаниях и их достижении. Как правило, жестокость поступков постоянно нарастает и, если её своевременно не купировать, зафиксируется в характере и впоследствии приведёт к значительным проблемам в социализации.
3. Дети с серьёзными отклонениями в психике, которые получают удовольствие от унижения и боли, которые они доставляют другим. Они применяют, как и вербальную, так и физическую агрессию, причем, как правило, действуют не спонтанно в порыве, а жестоко и хладнокровно. Для проявления агрессии не требуется каких-либо причин, жертвой может стать любой сверстник, если он слабее. Нормы общественной морали открыто игнорируются, чувство вины и раскаяния не присутствует. Чаще всего, в группу входят дети из неблагополучных семей, к которым применялось насилие. Дети этой группы требуют серьёзной работы как педагога, так и коррекции поведения у психолога.
Причины возникновения агрессивного поведения :
Как у любого явления, у агрессии ребёнка есть причина. Её можно выявить, определив характер агрессии ребёнка :
• Импульсивная агрессия (ребёнок находится в состоянии аффекта, его действия вызваны неконтролируемыми эмоциями, его реакции также не контролируются, агрессия кратковременна, быстро проходит);
• Инструментальная, хищная (всегда запланирована, сложносоставная, к примеру, сломать игрушку, чтобы тебе купили более новую, и тем самым привлечь внимание родителей).
На характер проявляемой агрессии имеет сильное влияние интеллектуальный уровень и общий уровень развития ребёнка. Почти всегда дети с низким уровнем развития проявляют импульсную агрессию, так как не способны к планированию и целенаправленному достижению поставленной цели.
Общее для отдельных групп: уровень агрессии у мальчиков выше, чем у девочек, а активные дети всегда более агрессивны, чем спокойные.
Причинами возникновения насильственного поведения, как правило, являются:
1. Физическое или половое насилие в отношении несовершеннолетнего,
2. Ребёнок наблюдает сцены насилия, в том числе в семье,
3. Ребёнок находится в стрессе, если семья малообеспеченная и не может удовлетворить его нужды,
4. Переживания ребёнка при разводе родителей,
5. Тяжёлая черепно-мозговая травма, повредившая отделы мозга,
6. Отклонения у ребёнка, появившиеся вследствие употребления его родителями алкоголя или наркотиков в период зачатия, беременности, грудного вскармливания.
Рекомендации
Психологи сходятся во мнении, что физическое воздействие на ребёнка недопустимо и не приносит положительных результатов в воспитании.
Суровые дисциплинарные взыскания, связанные с унижением или игнорированием ребёнка, не снимают проблемы, хотя видимая агрессия становится меньше. То есть агрессия уходит внутрь, принимая новые формы.
Однако потворство любому капризу приводят к эгоистичности ребёнка, равнодушию, неумению социализироваться.
Поэтому, если ребёнок относится ко 2 или 3 групп, необходимо начать коррекцию – чем раньше, тем лучше.
Чем старше становится дошкольник, тем тяжелее свести на нет его агрессивное поведение. Коррекционная работа по нивелированию агрессии ведётся в четырё х направлениях:
• Ребёнка необходимо обучить выражать свои эмоции, в том числе, гнев в приемлемой для общества форме,
• С ребёнком отрабатываются различные ситуации, проговаривается правильное поведение в этих ситуациях,
• Отработка навыков дипломатии в игровой форме, помогающей избежать конфликтных ситуаций,
• Развитие эмпатии, доброты, доверия к ближним.
Работа должна вестись планомерно и совместно работниками ДОУ и родители в семье. При проведении подобных работ необходимо сделать три шага:
1. Помочь дошкольнику понять свои эмоции, распознать их, показать, что вы видите и понимаете чувства ребёнка,
2. Сопереживать чувствам ребёнка, выразить готовность выслушать и помочь, но не давать советов или нравоучений, пока он о них не попросит,
3. Рассказать, какие есть запрещённые приёмы в общении со сверстниками и как выражать свой гнев адекватно.
В плане практических рекомендаций для снятия агрессии детей можно воспользоваться одним из следующих методов:
• Выражение гнева через рисунки,
• Подвижные игры,
• Работа с песком, пластилином, глиной,
• Расслабляющие медитативные упражнения, чередующиеся с подвижными играми по типу «движение – покой».
Если ребёнок выражает яркую физическую агрессию, можно купить ему мягкую игрушку, на которой он будет вымещать свои негативные эмоции. Попутно нужно объяснить дошкольнику, что по отношению к сверстникам и взрослым так вести себя нельзя.