Буркова Валентина
Рекомендации педагога-психолога по работе с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-личностном развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации педагога-психолога по работе с детьми,
имеющими проблемы в эмоционально-личностном развитии.
Категория детей Проявления Игры и упражнения
I. Гиперактивные
Гиперактивность – это состояние, при котором активность и возбудимость превышает норму.
Проявления:
- повышенная двигательная активность,
- суетливость,
- многочисленные посторонние движения, которые ребёнок часто не замечает,
- трудности в удержании внимания,
- отвлекаемость,
- частая переключаемость с одного занятия на другое,
- ребёнок не доводит начатое дело до конца,
Публикация «Рекомендации педагога-психолога по работе с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-личностном развитии» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
- ребёнок не слышит, когда к нему обращаются, перебивает говорящего и часто действует не подумав. Йоговская гимнастика:
1. Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики: «Ту-ту-у-у-у».
2. Останавливаются, встают в круг.
3. «Заводят будильник» – сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик».
4. «Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим - дети слегка ударяют ладошкой по голове.
5. «Лепят личико»- проводят руками по краю лица.
6. «Лепят волосики»- нажимают подушечками пальцев на корни волос.
7. «Лепят бровки»- проводят кончиками пальцев по бровям.
8. «Лепят глазки»- трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Марают глазами.
9. «Лепят носики»- проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.
10. «Лепят ушки»- пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
11. «Лепят подбородок.
12. «Рисуют носиком солнышко»- крутят головой, рисуют носиком лучики - выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик-жжик-жжик».
13. Произносят хором: «Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове, лицу и обнимают себя обеими руками.
Упражнения:
- для развития общей и мелкой моторики, различные пальчиковые гимнастики, физминутки;
- глазодвигательные упражнения, которые улучшают восприятие, активизируют процесс обучения;
- упражнения для языка и мышц челюсти;
- упражнения для релаксации;
- визуализация.
II. Агрессивные
Детская агрессивность - признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящий вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Проявления:
- физическое выражение агрессии (укусы, толчки, драки, кидание предметов, плевки,
- вербальное выражение агрессии (ругань, оскорбления, угрозы, недопонимания, обиды, неумение принимать чужую точку зрения). 1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Учить детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.
2. Формирование таких качеств как эмпатия, доверие к людям.
Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Через совместное чтение взрослого и ребенка. Обсуждать прочитанное.
Игра на развитие эмоциональной сферы ребенка:
Перед детьми раскладывают набор карточек с изображением людей в различных эмоциональных состояниях. Ребенку предлагают ответить на вопрос: «Какие эмоциональные состояния изображены на карточках? Вспомни, когда ты сам испытывал такие чувства».
Упражнение «Битва шарфами»:
А сейчас нам понадобятся 2 шарфа, концы которых завязаны в узлы, и колокольчик. (Цель упражнения — снятие напряжения, научить в приемлемой форме выплескивать накопившийся гнев.) Вы сейчас будите сражаться друг с другом с помощью шарфов, но по правилам, которые никто из вас не может нарушать. Правила такие:
— можно начинать бой только по сигналу колокольчика;
— можно касаться шарфом можно только тела и ног;
— заканчивать сражение нужно по сигналу колокольчика.
Помните правила игры? Начали!
3. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому будут полезны любые релаксационные упражнения.
Упражнение надоедливая муха
Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас греет, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лобик села. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями, муха кружится вокруг глаз – поморгайте ими, перелетает с щеки на щеку – надувайте по очереди каждую щеку, уселась на подбородок – подвигайте челюстью и т. д.
4. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами.
III. Тревожные
Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.
Тревожность является устойчивым состоянием.
Проявления:
- заниженная самооценка,
- болезненное восприятие критики от окружающих,
- обвинение себя во многих неудачах,
- боязнь браться за новое задание,
- мышечные зажимы в области лица и шеи,
- зажатие мышц живота. Работу с тревожными детьми желательно проводить в трех направлениях:
- повышение самооценки;
- обучение умению снимать мышечное и эмоциональное напряжения;
- отработка навыка уверенного поведения в ситуациях, травмирующих ребенка.
Игра "Я — лев".
Цель — повышение у детей уверенности в себе.
Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев — царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.
Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: "Я —лев Гоша". Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой.
"Игра с платком"
Цель — снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.
Представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто — зрителем, проведем небольшую артистическую разминку.
У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:
— бабочку,
— принцессу,
— волшебника,
— бабушку,
— фокусника,
— человека, у которого болит зуб,
— морскую волну,
Игра «Король»
Цель - дать детям возможность высказать свои желания, не боясь «потерять лицо»
Детям предлагают поиграть в игру где один ребенок может побывать в роли короля, а остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно король не может отдавать такие приказы, которые могут обидеть других детей. Пусть у вас не в один день все побывают в роли короля, но со временем каждый должен получить такую возможность, а замкнутому ребенку можно чаще давать эту роль!