Татьяна Еракова
Рекомендации к созданию игровой среды в домашних условиях (3–4 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации к созданию игровой среды в домашних условиях
При описании классического подхода к проектированию предметно-развивающей и игровой среды семейного воспитания и домашнего обучения не буду повторять известных истин и переписывать учебные и методические пособия, посвященные данной проблеме. Обычно проблемы заключаются не в том, что родители не верят в развивающий потенциал детских игрушек и не желают создавать и совершенствовать предметно-развивающую среду дома. Напротив, современные родители много читают и следят за всеми новинками в интернет-магазинах, используют массу всевозможных пособий и интерактивных игр в общении с ребенком. Проблема заключается в несоответствии последних возрастным и индивидуальным особенностям детей, в своеобразном форсировании их развития на фоне обеднения эмоционального фона предметно-практического общения родителей с ребенком. Поэтому основное содержание представленного далее материала построено как методические рекомендации для родителей, учитывающие их интересы и установки на развитие и обучение ребенка, их затруднения и опыт «маленьких побед».
Публикация «Рекомендации к созданию игровой среды в домашних условиях (3–4 года)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Игровая среда для дошкольников
Игрушки для детей 3—4 лет
• Несколько маленьких куколок, составляющих семью.
• Мягкая кукла 25—30 см в пришивной одежде.
• Пластмассовый пупс 20—25 см с комплектом одежды (распашонка, ползунки и пр.).
• Кроватка с бельем и коляска, санки и качели для кукол.
• Наборы мебели и посуды для кукол. Игрушки-орудия и бытовая техника (холодильник, телевизор, фен и т. д.). Съемные панно с графически изображенными на них уголками кухни и т. д.
• Разнообразные маски, полумаски, элементы костюмов.
• Мягкие звери — мишки, зайчики, собачки (2—3). Игрушки, изображающие животных и их детенышей.
Среди этих игрушек должны быть «дневные» и «ночные». Б. Адлер пишет об этом так:
«Некоторые родители советуют разделять игрушки на дневные и особые, в обнимку с которыми они засыпают.
Может быть, вашему ребенку захочется самому выбрать, какие игрушки будут спать на его кровати, а с какими он будет играть днем.
Специальные ночные игрушки не следует выносить из дома (они— слишком большая ценность, чтобы потерять их, потому что они должны быть рядом с малышом, когда тот будет засыпать».
• Небольшие пластмассовые звери — дикие и домашние, соразмерные между собой.
• Конструкторы деревянный и блочный.
• Игрушки-орудия (молоток, клещи, плоскогубцы) из металла, пластмассы, древесины, соразмерные руке ребенка.
• Несколько больших машинок (для перевозки пассажиров и грузов, строительная техника.
• Наборы для ролевых игр: доктор, парикмахерская, магазин.
• Всякие предметы-заместители: от природного материала (шишки, листья) до различного «мусора» — крышек от бутылок, бумажек, тряпочек и т. п. Эти игрушки многие родители недооцениваю.
Часто, даже самая дорогая, самая «моднючая» игрушка вообще не интересует ребенка. А вот палочки, гаечки, всякие баночки очень даже интересуют! Просто ребенок так учится познавать мир! Не будем ему мешать. Ведь пустая коробка из-под телевизора у него — это самолет, корабль. А куча фантиков — это целое сокровище! Есть еще один важный момент! Если то, что вам кажется сплошным мусором, для ребенка будет представлять огромную ценность. Поэтому мой Вам совет — прежде чем выкидывать что-то из бездонных ящиков ребенка, спросите его: вдруг вы выкинете что-то такое, что он считает самой лучшей игрушкой!
• Предметные картинки с изображениями животных, деревьев, посуды, мебели и пр.
• Различные объемные и плоские вкладыши (4—5-составная матрешка, бочонки, цилиндры и т. д., пазлы, кубики с предметными и сюжетными картинками (4—6 кубиков в коробке, мозаика.
• Игрушки-забавы — игрушки-дергунчики, имитирующие трудовые процессы (парные пилильщики и др.).
• Народные игрушки: мастеров Дымково, Филимоново, белорусские народные игрушки.
• Музыкальные игрушки: образные игрушки с музыкальной кнопкой, музыкальная шкатулка, пианино, гармонь, балалайка и др.
• Потолочные, моторно-спортивные игрушки, мягкие мячи для игры дома, резиновые мячи для улицы, кегли среднего размера, кольцебросы.
• Наборы для игры с песком и водой
Заканчивая данный обзор, хотелось бы добавить, что ребенок должен не просто иметь игрушки, а уметь с ними играть. Такие игровые действия могут :
— носить характер манипуляции (специфические — направлены на выявление свойства предмета: двигает машину назад и вперед, рассматривает колеса; неспецифические — постукивание, покусывание, бросание: колотит куклу, нагромождает кубики и бросает);
— быть процессуальными (действия не направлены на конечный результат, ребенок получает удовольствие от самого процесса действия);
— сюжетными (действия, связанные между собой логикой сюжета).
Ребенок учится использовать данные действия только в процессе общения со взрослым, поэтому родители должны научиться им прежде, чем показывать их малышу.